СТРУКТУРНАЯ НАДЕЖНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Резюме. Статья является логическим продолжением работы [1]. В ней рассматриваются вопросы планирования объема испытаний высоконадежных объектов. В процессе разработки и изготовления новых образцов техники возникает задача определения их показателей надежности. Наиболее объективным способом определения характеристик надежности изделий является проведение натурных испытаний по определенному плану. Одним из широко применяемых планов испытаний является план [N,U,T]. Это план, при котором испытывается N невосстанавливаемых образцов в течение интервала времени от 0 до некоторого T. Предполагается, что в ходе испытаний k объектов отказывает, N-k объектов проходят испытания успешно. Таким образом, по результатам эксперимента мы имеем смешанную выборку, в которой присутствует k наработок до отказа и N-k цензурированных справа наблюдений. Если проверяемый объект высоконадежен, вполне воз- можна ситуация, что на некотором промежутке времени [0,T] отказы не произойдут, т.е. k будет равно 0, в силу того вероятность отказа на этом промежутке времени крайне мала, а число испытуемых объектов ограничено. Тем не менее, даже в такой ситуации хотелось бы контролировать точность оценок, получаемых в ходе такого эксперимента. Понятно, что точность этих оценок будет зависть не только от числа испытуемых объектов N, но и от длительности проведения эксперимента. Для фиксированного N, по мере увеличения времени наблюдения T, точность оценок повышается в силу того, что увеличивается доля полных наработок до отказа, а доля цензурированных уменьшается. Заметим, что когда речь идет об определении характеристик надежности сложных, дорогостоящих объектов, нет возможности поставить на испытания партию готовой продукции большого объема. Таким образом, возникает задача определения длительности проведения натурных испытаний и объема партии изделий, подлежащих испытаниям, при условии задания требований к точности получаемых в результате испытаний оценок характеристик надежности. Планирование объема осуществляется на основании требований изготовителя о необходимости подтвердить значение нижней оценки вероятности безотказной работы P0 с заданной доверительной вероятностью в определенной временной точке t0. Цель работы состоит в определении объема испытаний партии готовой продукции N(T), для которого выполнялось бы требование заказчика о достижении значения нижней доверительной границы вероятности безотказной работы с заданной с доверительной вероятностью 1 – α. Исследуется три распределения наработки до отказа: экспоненциальный закон распределения, распределение Вейбулла и распределение с линейной функцией интенсивности. Рассмотренные виды законов распределения позволяют исследовать поведение объектов, имеющих убывающую, постоянную и возрастающую функцию интенсивности отказов. Методы. В работе получены формулы расчета объема испытаний для разных длительностей проведения эксперимента. Для получения оценок используется метод максимального правдоподобия, методы исследования асимптотических свойств оценок с помощью информационного количества по Фишеру. Выводы. Полученные результаты, позволяют обоснованно подходить к планированию объема испытаний высоконадежных объектов. Результаты исследования показали, что чем больше длительность эксперимента, тем меньше изделий требуется поставить на испытания. Зависимость нелинейная, близкая к гиперболической и обусловлена как входными параметрами, так и параметризацией функции интенсивности отказов.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Цель. Оценить риск столкновения составов при проведении маневровых работ на железнодорожной станции. Риск – сочетание вероятности события и его последствий. Наиболее сложной задачей при расчёте риска является выбор модели оценки вероятности появления нежелательного события. Модель должна обеспечивать практическую применимость результатов. Для объектов железнодорожного транспорта наибольший интерес представляет построение аналитический модели оценки вероятности в виду возможности наглядной демонстрации учитываемых в модели факторов. Основной целью данной работы является исследование степени влияния системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) на вероятность бокового столкновения составов с участием маневровых локомотивов на железнодорожной станции. Основной функцией системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации является обеспечение непроезда маневровыми локомотивами светофоров с запрещающими показаниями на станции. Методы. Используются методы теории вероятностей и теории случайных процессов, формулы сложения, умножения, полной вероятности, свойства пуассоновских потоков. В статье [2] предложена методика расчета вероятности столкновения вследствие проезда маневровым или поездным локомотивом запрещающего сигнала светофора. Основным предположением при разработке методики является предположение о том, что поток маневровых составов для каждого стрелочного перевода является пуассоновским. В настоящей работе предлагается модификация данной методики с учётом возможности использования системы МАЛС на локомотивах маневровых составов. Исходными данными для реализации алгоритма вычисления вероятности столкновения служат топология станции, расписание движения пассажирских поездов и возможные маршруты их следования через станцию, средние значения длин составов и скоростей их движения, а также интенсивности движения маневровых составов через стрелочные переводы. Результаты. Получен алгоритм вычисления вероятности столкновения составов с участием маневровых локомотивов для произвольного промежутка времени. Для различных режимов движения маневрового со- става: подтягивания, сцепки – приводятся расчетные формулы для вычисления вероятности столкновения с пассажирским или грузовым поездом на произвольной стрелке. Алгоритм состоит в следующем: 1) задается промежуток времени, для которого необходимо провести расчет вероятности столкновения; 2) формируется расписание следования пассажирских поездов из АСУ «Экспресс»; 3) вычисляется общее количество пассажирских поездов, проезжающих через станцию в течение заданного промежутка времени; 4) пассажирские поезда перенумеровываются согласно порядку их прибытия на станцию; 5) вычисляется вероятность проезда машинистом маневрового локомотива светофора с запрещающим показанием; 6) вычисляется вероятность нарушения машинистом маневрового локомотива безопасности движения в режиме «подтягивание»; 7) вычисляется вероятность нарушения машинистом маневрового локомотива безопасности движения после сцепки с отключенным режимом «сцепка»; 8) вычисляется общее число возможных маршрутов для каждого поезда; 9) для каждого поезда определяется частота использования того или иного марш- рута; 10) для всех стрелок на каждом маршруте присваиваются номера в порядке их по- явления; 11) вычисляется вероятность того, что с каждымым пассажирским поездом на каждом маршруте произойдет хотя бы одно столкновение; 12) вычисляется вероятность того, что произойдет хотя бы одно столкновение каждого пассажирского поезда при движении через станцию; 13) рассчитывается вероятность того, что за заданный промежуток времени произойдет хотя бы одно столкновение на станции. Рассмотрен пример расчёта вероятности столкновения для отдельного маршрута поезда и для всей железнодорожной станции в целом в течение месяца и года. В работе показано, что применение системы МАЛС позволяет существенно уменьшить вероятность боковых столкновений на железнодорожной станции.
Цель. Познакомить читателя с состоянием и перспективами развития нормативного обеспечения в области функциональной безопасности в Российской Федерации. Так как второй по важности характеристикой любой продукции, услуги или процесса после характеристики назначения является характеристика ее безопасности, то для достижения безопасности объектов промышленности, транспорта, энергетики, связи, критически важных объектов, зданий и сооружений, объектов городской инфраструктуры, а также машин и оборудования, транспортных средств, повсеместно применяют связанные с безопасностью системы (СБ-системы). К сожалению, технологии создания СБ-систем после 80-х годов прошлого столетия пока еще не получили в Российской Федерации должного развития. В результате применяется консервативный подход, в котором часто используются избыточные требования, что увеличивает стоимость создаваемых систем обеспечения безопасности, но который, как правило, не гарантирует предъявляемые к ним требования. В настоящее время в мире главной характеристикой СБ-систем признана функциональная безопасность (ФБ) – вероятность успешного выполнения для этой системы функции или функций безопасности при заданных условиях в заданных интервалах времени. Методы. Реализация, дальнейшее развитие и практическое использование методологии ФБ в мире основано на разработке и применении большого количества нормативных документов на международном, региональном и национальном уровнях, которые позволяют организовать и выполнять работы по оценке и подтверждению соответствия требованиям ФБ для широкой номенклатуры СБ-систем. С целью научно- методологической поддержки и координации работ по формированию нормативной базы в области ФБ в Российской Федерации в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» создан и активно работает технический комитет по стандартизации ТК 058 «Функциональная безопасность», в рамках которого разработано около 50 стандартов в области ФБ. Деятельность по стандартизации ТК 058 проводится в рамках реализации Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Выводы. Так как в Российской Федерации определенная нормативная база в области ФБ уже сформирована, а на рынке появился спрос на услуги по оценке и подтверждению соответствия систем требованиям ФБ, то основной задачей сегодня является разработка на основе национальных и международных требований организационной и нормативно-методической документации, обеспечивающей в стране функционирование полноценной инфраструктуры, реализующей национальный институт подтверждения соответствия систем требованиям ФБ. Это позволит не только резко снизить риск катастроф и аварий, но и существенным образом повысить конкурентоспособность российской продукции на отечественном и зарубежном рынках.