Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Особенности оценки вероятности возникновения пожаров на тепловозах различных серий


https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-4-24-29

Полный текст:


Аннотация

Цель. В данной статье рассматривается проблема оценки вероятности реализации пожаров на тепловозах различных серий и пути ее решения. Данная проблема возникает ввиду наличия особенностей локомотивного парка ОАО «РЖД». Так, эксплуатационный парк представляют собой тепловозы, спроектированные и построенные как в XX, так и XXI веке, что влияет на причины пожаров на тепловозах из-за конструктивных особенностей. Наиболее весомый вклад в различия количества пожаров на локомотивах старых и новых конструкций вносит устройство дизеля, а также огнестойкость кабельной продукции. Исследования показывают, что существенные различия в статистике пожаров на тепловозах различных серий при одном и том же периоде наблюдений порождены объемом эксплуатационного парка тепловозов. Например, объемы эксплуатационного парка для одних тепловозов составляют тысячи единиц (локомотиво-сутки), тогда как для других составляют всего пару сотен. В связи с этим возникают вопросы о том, достаточен ли период наблюдений, объем эксплуатационного парка для оценки вероятности и по каким методам необходимо её оценивать. Кроме того, нужна интервальная оценка вероятности, необходимость которой продиктована соображениями надежности, получения «наихудшего варианта». На нее опять же влияют вышеприведенные различия серий тепловозов. Необходимость оценки «наихудшего варианта» и возникающие проблемы при его расчете также исследуется в работе. Решение проблемы повышения надежности расчётов – расчет верхних границ вероятностей. При этом для некоторых серий тепловозов вместо интервальной оценки применяется нижняя граница вероятности, а не «наихудший вариант». Необходимость такой оценки установлена для тепловозов определенных конструкций, надежность и огнестойкость материалов для которых соответствует современным стандартам, либо обладающих скудной статистикой для применения приближенных методов расчётов ввиду ограниченного эксплуатационного парка.

Методы. Исследование статистики пожаров на тепловозах серий 2ТЭ10, 3ТЭ10, 2ТЭ116, 2М62, ТЭП70, ЧМЭЗ, ТЭМ2, проведенное авторами, начиналось с использования «классического» статистического инструмента – проверки статистических гипотез о принадлежности закона распределения случайной величины «пожар» известным дискретным законам. При этом было определено минимальное количество испытаний для того, что бы рассчитанные точечные оценки вероятности обладали определенной надежностью. Состояние тепловоза в процессе эксплуатации не является стационарным, поэтому классическая оценка вероятности появления пожара привела бы к неопределенности в использовании результатов оценки для целей планирования и прогнозирования. Для оценки «наихудшего варианта» применись методы определения доверительных границ как точные, так и приближенные, основанные на «двойном приближении». Далее, для обеспечения возможности перехода от оценки вероятности появления пожара на тепловозах определенной серии к оценке вероятности пожара на конкретном подвиж- ном составе, проведено исследование достаточности количества эксплуатационного парка. Авторами определено, что для обеспечения точности расчёта вероятности с ошибкой, не превосходящей ε, объем эксплуатационного парка должен быть не менее 610 локомотиво-сут. Так же определен метод и необходимость отдельной оценки вероятности пожара на локомотивах с эксплуатационным парком менее 610 локомотиво-сут.

Результаты. Выводы. В итоге для каждой серии локомотива определен закон распределения случайной величины, рассчитаны интервальные оценки вероятности появления пожара с учётом объема эксплуатационного парка. Также определены инструменты статистического анализа для расчета вероятностей появления пожаров на тепловозах различных серий. Определены методы расчёта интервальных оценок вероятности с учётом располагаемого количества наблюдений с ошибкой, не превосходящей заданной величины ε на уровне 0,2p* j . Данное исследование и сопутствующие расчеты позволили получить один из основных элементов для оценки пожарного риска – вероятность пожара на тепловозах различных серий.


Об авторах

И. Б. Шубинский
ЗАО «ИБТранс»
Россия

доктор технических наук, профессор, директор,

Москва



О. Б. Проневич
ОАО «НИИАС»
Россия

начальник отдела,

Москва



А. Д. Данилова
ОАО «НИИАС»
Россия

ведущий специалист,

Москва



Список литературы

1. ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения

2. А. В. Печкин, О. И. Тескин, Г. М. Цветкова и др./ Теория вероятностей: Учеб. для вузов. 2-е изд. Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2001. 456с

3. Пятницкий А. М./Оценка вероятности события по частоте его появления.

4. Вентцель Е.С./Теория вероятностей: Учеб. для вузов. – 6-е изд. стер. – М.: Высш. шк., 1999.– 576 c.

5. Я. Б. Шор / Статистические методы анализа и контроля качества и надежности: М.: Советское радио, 1962. – 553 с.

6. ГОСТ ИСО 11453-2005 Статистические методы. Статистическое представление данных. Проверка гипотез и доверительные интервалы для пропорций.

7. В. Б. Горяинов, И. В. Павлов, Г. М. Цветкова и др./ Математическая статистика: Учеб. Для вузов. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008.-424 с.

8. P 50.1.033-2001 Рекомендации по стандартизации. Прикладная статистика. Правила проверки согласия опытного распределения с теоретическим. Часть 1. Критерии типа хи-квадрат.

9. Р. Г. Пиотровский, К. Б. Бектаев, А. А. Пиотровская / Математическая лингвистика. Учеб. пособие для пед. институтов. — М.: Высшая школа, 1977. — 383 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шубинский И.Б., Проневич О.Б., Данилова А.Д. Особенности оценки вероятности возникновения пожаров на тепловозах различных серий. Надежность. 2016;16(4):24-29. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-4-24-29

For citation: Shubinsky I.B., Pronevich O.B., Danilova A.D. Special aspects of estimating the probability of fire occurrence on diesel locomotives of various types. Dependability. 2016;16(4):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-4-24-29

Просмотров: 6448

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)