Долговечность элементов подвижного состава при циклическом нагружении
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2025-25-3-3-9
Аннотация
В результате длительной работы экипажной части тягового подвижного состава (рамы и кузова, их шкворневых узлов, рам тележек, осей колесных пар и др.), под действием знакопеременных циклических нагрузок происходит деградация прочностных свойств металла деталей, снижается их сопротивление усталости, что может впоследствии привести к разрушению конструкции. Поэтому прочность конструкций локомотивов и вагонов необходимо подтверждать не только коэффициентами запаса, как предусмотрено действующими нормативами, но и расчетами на долговечность (ресурс), конструкций с заданными уровнями надежности. Цель. Совершенствование традиционных подходов к оценке и обеспечению безопасной эксплуатации подвижного состава. Метод. Оценка ресурса и срока службы элементов конструкции выполняется расчетно-экспериментальными методами с использованием методов, разработанных Институтом Машиноведения Российской академии наук (ИМАШ РАН), адаптированных к конструкциям железнодорожного подвижного состава на базе опыта их эксплуатации и с использованием данных, накопленных ВНИКТИ. Результат. Расчеты долговечности и ресурса критически важных объектов, определение приемлемого уровня риска эксплуатации локомотива. Заключение. Риск-ориентированный подход способствует повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Об авторах
Н. А. МахутовРоссия
Махутов Николай Андреевич – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник,
Малый Харитоньевский переулок, д.4, Москва, 101000.
В. С. Коссов
Россия
Коссов Валерий Семенович – доктор технических наук, профессор, генеральный директор,
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская область, 140402.
Э. С. Оганьян
Россия
Оганьян Эдуард Сергеевич – доктор технических наук, главный научный сотрудник,
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская область, 140402.
Г. М. Волохов
Россия
Волохов Григорий Михайлович – доктор технических наук, главный научный эксперт,
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская область, 140402.
Н. Ф. Красюков
Россия
Красюков Николай Федорович – кандидат технических наук, ведущий инженер,
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская область, 140402.
А. Л. Протопопов
Россия
Протопопов Андрей Леонидович – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник,
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская область, 140402.
Список литературы
1. ГОСТ Р 55513-2013. Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам. М.: Стандартинформ, 2014. 72 с.
2. ГОСТ 33211-2014. Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам. М.: Стандартинформ, 2016. 53 с.
3. Обеспечение безопасной эксплуатации подвижного состава на основе стратегии управления ресурсом на этапах жизненного цикла / Э.С. Оганьян, В.С. Коссов, Г.М. Волохов, М.Н. Овечников, А.С. Гасюк // Железнодорожный транспорт. 2018. № 12. С. 36–40.
4. Проблемы прочности, техногенной безопасности и конструкционного материаловедения / Под ред. Н.А. Махутова, Ю.Г. Матвиенко, А.Н. Романова. М.: ЛЕНАНД, 2018. 720 с.
5. Безопасность России. Правовые, социальноэкономические и научно-технические аспекты. Тематический блок «Безопасность железнодорожного транспорта» Раздел II. Техногенная безопасность железнодорожного транспорта: коллективная монография / Н.В. Абросимов, В.А. Акимов, А.В. Алешин [и др.]; науч. рук. чл.-корр. РАН Н.А. Махутов. М.: МГОФ Знание, 2021. 488 с.
6. Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени / Под ред. А.П. Гусенкова. М.: Машиностроение, 1993. 364 с.
7. ГОСТ Р 57445-2017. Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса. М. Стандартинформ, 2017. 26 с.
8. Алгоритм снижения риска возникновения нештатных ситуаций на железнодорожном транспорте по условиям безопасности подвижного состава / В.С. Коссов, Н.Ф. Красюков, Э.С. Оганьян, Г.М. Волохов, Д.А. Князев / Материалы третьей международной научно-технической конференции: «Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы», г. Ташкент, 17–20 апреля 2024 г. Ташкент: ТГТУ, 2024. 488 с.
9. Риск-ориентированный подход и критерии его использования при оценке безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте / Г.М. Волохов, Э.С. Оганьян, А.А. Лунин, Д.А. Князев, Н.Ф. Красюков // Железнодорожный подвижной состав: проблемы, решения, перспективы: материалы Третьей Международной научно-технической конференции, г. Ташкент, 17–20 апреля 2024 г. Ташкент: ТГТУ, 2024. 488 с.
Рецензия
Для цитирования:
Махутов Н.А., Коссов В.С., Оганьян Э.С., Волохов Г.М., Красюков Н.Ф., Протопопов А.Л. Долговечность элементов подвижного состава при циклическом нагружении. Надежность. 2025;25(3):3-9. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2025-25-3-3-9
For citation:
Makhutov N.A., Kossov V.S., Oganyan E.S., Volokhov G.M., Krasyukov N.F., Protopopov, A.L. Durability of rolling stock elements under cyclic loading. Dependability. 2025;25(3):3-9. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2025-25-3-3-9