
Журнал «Надежность» издается ежеквартально с 2001 года. Журнал включен в перечень ведущих журналов и изданий высшей аттестационной комиссии (ВАК). С 2010 года журнал выпускается при поддержке ОАО «РЖД». С 2012 года издается на двух языках: русском и английском. Журнал разносторонне освещает проблемы управления структурной надежностью, функциональной надежностью, функциональной безопасностью систем, отказоустойчивостью систем, проблемы сертификации, стандартизации в области надежности, функциональной и информационной безопасности систем. Одной из часто освещаемых тем на страницах журнала являются результаты внедрения комплексной технологии управления ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла (УРРАН) объектов железнодорожного транспорта
Текущий выпуск
СТРУКТУРНАЯ НАДЕЖНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Резюме. Цель. В настоящей работе представлена разработка автомата надежности. Разработка является концептуальным описанием автомата как структуры терминов фиксированной сложности, показывающее непротиворечивые взаимосвязи и четкие переходы состояний надежности объекта. Описание структуры состояний автомата предполагает последующую разработку вычислительного устройства наблюдения надежности объектов любой природы. В отличие от стандарта, надежность, определяется как совокупность состояний - мера соответствия назначению объекта. Назначение определяется как свойство объекта, обусловленное естественным происхождением существования или создаваемого проектируемого применения. В соответствии с данными определениями разработаны альтернативные определения состояний надежности. Наблюдение состояний надежности объекта возможно описать общим алгоритмом. Для постановки задачи используется теория автоматов. Методы. Автоматом надежности (АН) (dependability) (D) будем называть детерминированный, полностью определенный автомат с конечным числом состояний. В теории автоматов свойства объектов рассматривается в пребывании и изменении состояний. Состояния надежности изменяются в мерах нарушения и восстановления назначения объекта. Данные изменения можно представить как ориентированный граф, вершины которого соответствуют состояниям, а дуги соответствуют переходам между состояниями. Поскольку состояния восстановления надежности являются детерминированными, их можно представить как процессы - планируемые, состоящие из работ, мероприятий, процедур, операций. Состояния нарушения надежности являются случайными, поэтому их можно рассматривать как события. Таким образом, наблюдение свойства назначения объекта осуществляется при наблюдении состояний надежности, которые меняются в событиях и процессах. Для описания автомата используются термины и символы стандартов и альтернативные определения состояний, разработанные автором настоящей работы. При соответствующей переработке стандартов должны использоваться другие термины. Работа АН отображает переходы и варианты переходов. Восстановление проектируется как завершенный и частично незавершенные процессы: а) переход из неработоспособного состояния в работоспособное состояние; б) переход из неработоспособного состояния в неисправное состояние; в) переход из неработоспособного состояния в исправное состояние. Выполненная работа реализована в разработке теоретической и практической надежности организаций, социальных групп и человека. В концепции АН представлена разработка технического проектирования экспертной системы поддержки принятия решений в летной эксплуатации авиакомпании. Заключение. Технические стандарты требуют предварительной гуманитарной проработки: философской, филологической, логической. Результатом исследований должны быть логические доказательства и обоснования совокупности согласованных, непротиворечивых онтологических терминов: свойство, состояние, событие и других. Комплекс данных результатов после того используется в технических стандартах для формирования и обоснования специальных терминов. Теоретически и практически обоснована возможность переноса отдельных положений современной теории надежности техники для разработки теории надежности объектов нечисловой природы.
В настоящей работе представлена разработка автомата надежности. Разработка является концептуальным описанием автомата как структуры терминов фиксированной сложности, показывающее непротиворечивые взаимосвязи и четкие переходы состояний надежности объекта. Описание структуры состояний автомата предполагает последующую разработку вычислительного устройства наблюдения надежности объектов любой природы.
В отличие от стандарта, надежность, определяется как совокупность состояний - мера соответствия назначению объекта. Назначение определяется как свойство объекта, обусловленное естественным происхождением существования или создаваемого проектируемого применения. В соответствии с данными определениями разработаны альтернативные определения состояний надежности. Наблюдение состояний надежности объекта возможно описать общим алгоритмом. Для постановки задачи используется тория автоматов.
Постановка и решение задачи. Автоматом надежности (АН) (dependability) (D) будем называть детерминированный, полностью определенный автомат с конечным числом состояний. В теории автоматов свойства объектов рассматривается в пребывании и изменении состояний. Состояния надежности изменяются в мерах нарушения и восстановления назначения объекта. Данные изменения можно представить как ориентированный граф, вершины которого соответствуют состояниям, а дуги соответствуют переходам между состояниями.
Поскольку состояния восстановления надежности являются детерминированными, их можно представить как процессы - планируемые, состоящие из работ, мероприятий, процедур, операций. Состояния нарушения надежности являются случайными, поэтому их можно рассматривать как события. Таким образом, наблюдение свойства назначения объекта осуществляется при наблюдении состояний надежности, которые меняются в событиях и процессах. Для описания автомата используются термины и символы стандартов и альтернативные определения состояний, разработанные автором настоящей работы. При соответствующей переработке стандартов должны использоваться другие термины.
Работа АН отображает переходы и варианты переходов. Восстановление проектируется как завершенный и частично незавершенные процессы: а) переход из неработоспособного состояния в работоспособное состояние; б) переход из неработоспособного состояния в неисправное состояние; в) переход из неработоспособного состояния в исправное состояние. Выполненная работа реализована в разработке теоретической и практической надежности организаций, социальных групп и человека. В концепции АН представлена разработка технического проектирования экспертной системы поддержки принятия решений в летной эксплуатации авиакомпании.
Заключение. Технические стандарты требуют предварительной гуманитарной проработки: философской, филологической, логической. Результатом исследований должны быть логические доказательства и обоснования совокупности согласованных, непротиворечивых онтологических терминов: свойство, состояние, событие и других. Комплекс данных результатов после того используется в технических стандартах для формирования и обоснования специальных терминов. Теоретически и практически обоснована возможность переноса отдельных положений современной теории надежности техники для разработки теории надежности объектов нечисловой природы.
к.т.н. Н.И. Плотников
В настоящей работе составлен краткий исторический обзор эволюции теории надежности техники. Эволюция содержания понятия надежности техники отображает неразрешенную проблему раскрытия объема и содержания понятия и теории надежности технических объектов. Показана проблема незавершенности существующего стандарта надежности и решение проблемы путем разработки автомата надежности. В отличие от стандарта представленная разработка автомата показывает четкие связи свойства надежности: событий, состояний, процессов и их направленность (переходов).
Нормативные описания надежности разработаны для техники, технических изделий, машин и устройств. Исследования надежности связываются с теорией безопасности и рисков жизнедеятельности. Понятие надежности используется также организаций, социальных групп и человека. Практическое применение теории надежности имеет основательную нормативную базу: ГОСТ 13 377; ГОСТ 13.337-75; ГОСТ-27.002-89; ГОСТ Р 51901-2002; ГОСТ 51901.14-2005; ГОСТ Р 51901.3-2007; ГОСТ Р 51901.12-2007; ГОСТ-Р 53480-2009.
Содержание проблемы. Однако и сегодня, несмотря на солидную историю надежности техники, продолжается поиск основных терминов и определений понятий для стандартизации деятельности. В стандарте ГОСТ-Р 53480-2009 отсутствуют различения термина и понятия, нет определений: событие, процесс, состояние. Причиной является логическая незавершенность стандарта. Следствием является невозможность установления логически непротиворечивых переходов между событиями, процессами, состояниями.
Постановка и решение задачи. Для решения задачи автор предлагает разработку автомата надежности (АН), показывающий взаимосвязи процессов, состояний и событий надежности СО и человека. Основное назначение и содержание используется для дальнейшей разработки принципов и методов вычислений надежности пилота и летного экипажа. Для образца разработки АН принято описание стандарта с некоторыми изменениями. Цифрами отметим состояния, соответствующие номерам терминов в стандарте.
В отличие от стандарта представленное изложение АН показывает четкие связи свойства надежности: событий, состояний, процессов и их направленность (переходов). Далее задача наблюдения надежности раскрывается в следующем содержании: 1) разработка структуры содержания (автомата надежности) для каждого элемента объекта; 2) установление наименований специфических понятий процессов, состояний и событий, тождественных нормативным; 3) разработка методов вычислений показателей надежности. Разработка АН и таблица тождественных понятий техники и человека является задачей вывода терминов и определений теории надежности человека.
Заключение. Эволюция содержания понятия надежности техники отображает неразрешенную проблему раскрытия объема и содержания понятия и теории надежности технических объектов. Теория надежности технических объектов может обоснованно использоваться в разработке теории надежности организаций, социальных групп и человека, что позволяет осуществлять моделирование и вычисление состояний данных объектов.
ДИСКУССИЯ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ НАДЕЖНОСТИ
БЕЗОПАСНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ISSN 2500-3909 (Online)