Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Основные определения надежности представителей интенсивных профессий


https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-32-37

Полный текст:


Аннотация

Актуальность проблемы. Проектирование деятельности представителей интенсивных (экстремальных) профессий вызывается необходимостью выхода в пространство новых и ранее неизвестных техносферных областей жизнедеятельности. В истории авиации вопросы критической важности и вычисления необходимых и достаточных свойств пилота и летного экипажа являются предметом непрекращающихся поисков и исследований в целях нормативного регулирования в эксплуатации воздушного транспорта. До настоящего времени остаются неопределенными предметные знания, теория и методы, которые могли бы учитывать различия свойств для стандартизации в управлении летной эксплуатацией. Данные проблемы неопределенности предметных знаний и дефицит методов вычисления характеристик пилотов и экипажей воздушных судов гражданской авиации рассматриваются как чрезвычайно острые, не решенные в эксплуатации воздушного транспорта гражданской авиации. Таким образом, свод проблем, необходимость поиска и создания новых знаний состоит в ограничении доступных теорий и методов формализации, вычисления свойств и управления надежностью человека. Актуальность темы отражена в фундаментальных исследованиях и прикладных разработках многочисленных трудов отечественных и зарубежных ученых. В настоящей работе представлены основные определения надежности представителей интенсивных профессий на примере пилота гражданской авиации. Постановка задачи надежности пилота. Универсальным основанием деления объема понятия надежности человека-оператора (пилота) является шкала времени. Основное свойство деятельности человека называет категория назначения. Назначения можно оценивать в структурированном родовидовом делении понятии надежности. Техническое содержание категории назначения структурируется при установлении задаваемого номинального описания объектов: пилота (П), транспортного средства или воздушного судна (ВС) и избранной среды деятельности (С). В работе выполнена формализация постановки задачи надежности деятельности человека. Аксиоматика свойств ресурсов пилота. Разнообразная природа свойств человека составляет фундаментальную проблему их описания и нормирования для выработки стандартов деятельности. Свойства обладают сходством и взаимоподобием, различием и независимостью. В настоящей работе формулируется аксиомы как исходные положения разрабатываемой теории ресурсов человека. Положения постулируются аксиомами равнозначности, независимости и полноты свойств, параметров и показателей ресурсов пилота. Практическое значение аксиоматики свойств ресурсов пилота состоит в том, что их формализованное описание дает возможность получить алгоритмы для автоматизированных и экспертных технологий управления летной эксплуатацией. Далее представлены формализации определений надежности. Заключение. Теоретические определения эффективности управления и гарантированной эффективности управления устанавливают понятия различимости пространства благоприятных исходов деятельности. Аксиоматика свойств пилота позволяет преодолеть фундаментальную сложность формализованного описания разнообразной природы свойств человека и создает условия для достоверного учета и вычислений состояний для целей управления летной эксплуатацией. Формулируются определения назначения пилота, надежности пилота и определения надежности трех различимых видов – индивидуальной, профессиональной, операционной на основании фундаментальной базы наблюдения во времени.


Об авторе

Н. И. Плотников
Акционерное общество научно-исследовательский проектный институт гражданской авиации «АвиаМенеджер»
Россия
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, генеральный директор


Список литературы

1. ГОСТ-Р 53480-2009. – Надежность в технике. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2010.

2. Головко А.М. Основы теория надежности. Практикум / А.М. Головко, С.В. Гуров. – СПб, ПХВ Петербург. – 2006, 560 с.: ил.

3. Бодров В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В.А. Бодров, В.Я. Орлов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 288 с.

4. Плотников Н.И. Ресурсы пилота. Надежность. Монография / Н.И. Плотников. – Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. – 264 с. Скачать: http:// aviam.org/images/sampledata/book/2015_prd.pdf

5. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. факты, история, статистика http://airdisaster.ru/.

6. Wiener E. L., Kanki B.G., Helmreich R.L. Cockpit Resource Management. – N.Y., USA: Academic Press. – 1993. – 519 p.

7. Махутов Н. А. Безопасность России. Том 2. Безопасность и защищенность критически важных объектов. В 2 ч. Часть 1 / Н. А. Махутов, М. И. Фалеев, В. А. Пучков. – М: МГФ Знание, 2012. – 896 с.

8. Иванов А.И. Методологические основы испытаний сложных систем. Безопасность полетов летательных аппаратов при испытаниях и учениях разнородных сил / А.И. Иванов, А.С. Иванющенко, С.Р. Нарбут, Н.И. Перевозчиков, Н.Е. Соловцов, Б.Ф. Чельцов. – М.: 2003. – 728 с.

9. Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-е изд. / А.Д. Гетманова – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.

10. Гончаров С.С. Введение в логику и методологию науки / С.С. Гончаров, Ю.Л. Ершов, К.Ф. Самохвалов. – М.: Интерпракс, Новосибирск: Институт математики СО РАН, 1994. – 256 с.

11. Лосский Н.О. Логика / Н.О. Лосский. – Обелиск, 1923. – 168 с.

12. Плотников Н.И. Основания теории надежности человека-оператора (пилота) / Н.И. Плотников // Надежность. – 2015. – № 2 (53). – С. 90-93.

13. Клир Джордж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Дж. Клир. – М.: Радио и связь, 1990. – 544 с.

14. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 2-е изд / Д.А. Новиков. – М.: Физматлит, 2007. – 584 с.

15. Автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок. Промежуточный, этап № 4: «Адаптация разработанных алгоритмов и программных средств АС». – Научно- технический отчет, шифр «2010-218-02-068», № госрегистрации 01201150118 от 12.01.2011, Инв. № 194. – Ульяновск. – 2012. – 1340 с. / Н.И. Плотников – Раздел 3. Метод оценки рисков для безопасности полетов авиакомпании на основе управления и прогноза ресурсов пилота. – С. 154-238, 1048-1258.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Плотников Н.И. Основные определения надежности представителей интенсивных профессий. Надежность. 2018;18(1):32-37. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-32-37

For citation: Plotnikov N.I. Primary definitions of dependability of intense profession members. Dependability. 2018;18(1):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-32-37

Просмотров: 149

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)