Preview

Надежность

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Метод оценки рисков системы из разнотипных элементов

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-2-49-53

Полный текст:

Аннотация

Мерой безопасности объекта системы может служить величина его риска, который основывается на рисках составных факторов (элементов) объекта. Определение интегрального риска объекта и системы в целом является центральной задачей данной статьи. Она заключается в следующем. Суммирование рисков всех элементов не приемлемо, поскольку, например, они могут иметь разное измерение (количество смертельных исходов в течение определенного времени – социальный риск или стоимость потерь – экономический риск). Нужен другой методический инструмент, который способен преобразовать различные меры безопасности объектов (элементов) к некоторой единой интегральной мере риска системы. Подобные задачи возникают в медицине, пищевой промышленности, на транспорте и т.д. В статье предложен метод определения интегрального риска системы, основанный на обработке общего поля результатов принятия решений об уровне рисков составных компонентов системы. Результаты принятия решения основываются на принципе ALARP. Каждый из этих результатов представляет собой одно из нескольких следующих возможных решений, например, четырех: недопустимый уровень риска, нежелательный уровень, допустимый, не принимаемый в расчет уровень риска. Оцифровка этих решений составных элементов с учетом нелинейного роста опасности приближения риска к недопустимому уровню производится с помощью степенной функции. Это позволяет определить численное значение эквивалентное уровню риска компоненты, затем для всех компонентов системы найти средневзвешенное эквивалентное уровню риска результирующее численное значение и решить обратную задачу определения интегрального риска системы. В статье приведен пример использования предложенного метода при решении задачи установления приоритетности выделения инвестиций для проведения работ по техническому содержанию железнодорожного пути. Эта задача сводится к ранжированию перечня участков пути по приоритету их включения в титул капитального ремонта в зависимости от уровня рисков следующих факторов: количество остродефектных и дефектных рельсов на 1 км. пути; количество дефектных скреплений на 1 км. пути; количество шпал с выплесками на 1 км. пути; количество негодных деревянных шпал на 1 км. пути; приведенное количество мест временного восстановления; дефектность земляного полотна; частота отказов. На основании построенных матриц рисков относительно каждого из перечисленных факторов по предложенному методу формируется интегральная матрица рисков для перечня участков и на основании интегральной оценки каждому участку присваивается приоритет для его включения в титул капитального ремонта пути. Приведенный пример свидетельствует об эффективности и практичности предложенного метода.

Об авторах

В. А. Гапанович
ОАО «Российские железные дороги», Москва, Россия
Россия

кандидат технических наук, старший вице – президент ОАО «РЖД», главный инженер, Москва, Россия, тел. +7 (495) 262-16-43.



И. Б. Шубинский
ЗАО «ИБТранс», Москва, Россия
Россия

доктор технических наук, профессор, директор ЗАО «ИБ Транс», Москва, Россия, тел. (495) 786-68-57



А. М. Замышляев
ОАО «НИИАС», Москва, Россия
Россия

доктор технических наук, заместитель Генерального директора ОАО  «НИИАС», 
Москва, Россия, тел. +7 (495) 967-77-02



Список литературы

1. ГОСТ Р 55.0.00-2014. Управление активами [Текст].-Введ.2015-04-01. – М.: Стандартинформ, 2015. – 230 с.

2. Гапанович В.А., Шубинский И.Б., Замышляев А.М. Построение и использование матриц рисков в системе управления рисками на железнодорожном транспорте // Надежность, – 2011. – №4. – с. 56-68.

3. Гапанович В.А., Замышляев А.М., Шубинский И.Б. Некоторые вопросы управления ресурсами и рисками на железнодорожном транспорте на основе состояния эксплуатационной надежности и безопасности объектов и процессов (проект УРРАН) // Надежность, – 2011. – №1. – с. 2-8.

4. ГОСТ Р 54505-2011. Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте [Текст]/- Введ.2012-08-01. – М.: Стандартинформ, 2012.-40с

5. Новожилов Е.О. Принципы построения матрицы рисков // Надежность, – 2015, – №3. – с. 73-79.


Для цитирования:


Гапанович В.А., Шубинский И.Б., Замышляев А.М. Метод оценки рисков системы из разнотипных элементов. Надежность. 2016;16(2):49-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-2-49-53

For citation:


Gapanovich V.A., Shubinsky I.B., Zamyshlyaev A.M. Risk assessment of a system with diverse elements. Dependability. 2016;16(2):49-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2016-16-2-49-53

Просмотров: 224


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)