Preview

Надежность

Расширенный поиск

Концепция безопасности движения в струнном транспортном комплексе

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-2-61-71

Аннотация

Цель. Рассмотреть структуру и составляющие безопасности существующих транспортных систем, чтобы на их основе рассматривать все множество опасностей и угроз, характерных для инновационного рельсо-струнного транспорта. Определить конкретные условия и функции эффективного и безопасного движения рельсовых транспортных средств, чтобы на их основе формировать требования к разрабатываемой АСУ перевозочным процессом. Методы. Проведен анализ нормативных документов, посвященных вопросам безопасности существующих транспортных систем, а также условий и функций обеспечения безопасности движения рельсового транспорта. Рассмотрены вопросы полноты и корректности предлагаемых функций, особенностей их реализации, предусмотренных различными стандартами. Результаты. Предложен набор базовых элементарных функций безопасности движения рельсового транспорта, на основе которых детализируются алгоритмы функционирования подсистем струнного транспортного комплекса. Даны комментарии об особенностях реализации функций. Предложена терминология безопасности струнного транспортного комплекса и взаимосвязи ее составляющих: безопасности эксплуатации, функциональной безопасности и безопасности движения. Заключение. Предлагаемая терминология и набор базовых функций безопасности движения позволяют систематизировать разработку современной безопасной АСУ перевозочным процессом. Использование элементарных несовместных функций безопасности движения допускает их модульную (независимую) реализацию, позволяет минимизировать их количество. Это способствует снижению трудоемкости разработки и подтверждения соответствия АСУ предъявляемым требованиям.

Об авторах

А. Э. Юницкий
ЗАО «Струнные технологии»
Беларусь

Юницкий Анатолий Эдуардович – генеральный конструктор

ул. Железнодорожная, д. 33, г. Минск, 220089



В. А. Гарах
ЗАО «Струнные технологии»
Беларусь

Гарах Виктор Александрович – заместитель генерального конструктора по транспортным комплексам

ул. Железнодорожная, д. 33, г. Минск, 220089



Т. С. Литвинович
ЗАО «Струнные технологии»
Беларусь

Литвинович Тимофей Святославович – руководитель группы

ул. Железнодорожная, д. 33, г. Минск, 220089



Д. Н. Шевченко
ЗАО «Струнные технологии»
Беларусь

Шевченко Дмитрий Николаевич – кандидат технических наук, доцент, главный специалист

ул. Железнодорожная, д. 33, г. Минск, 220089



Список литературы

1. IEC 61508-2010 Functional safety of electrical/ electronic/programmable electronic safety-related systems.

2. ТР ТС 001/2011. О безопасности железнодорожного подвижного состава: Технический регламент Таможенного союза / Евразийская экономическая комиссия. Введ. 2014-08-02. Минск: Госстандарт: БелГИСС, 2012. VI, 52 с.

3. ТР ТС 003/2011. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта: Технический регламент Таможенного союза / Евразийская экономическая комиссия. Введ. 2014-08-02. Минск: Госстандарт: БелГИСС, 2012. VI, 56 с.

4. ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств: Технический регламент таможенного Союза / Евразийская экономическая комиссия. Введ. 2015-01-01. – URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/2a3/TR-TS-018_2011.pdf (дата обращения 05.04.2024).

5. Юницкий А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе. Силакрогс: ПНБпринт, 2019. 576 с.

6. Новый уровень. Как эстакадный транспорт может решить проблему пробок // Фонтанка.ру. Санктпетербург онлайн: сайт. URL: https://www.fontanka.ru/longreads/72841475/?erid=Kra246Hbk (дата обращения 25.11.2023).

7. Красковский А.Е. Что понимать под термином безопасность движения? // Железнодорожный транспорт. 1996. № 9. С. 39-41.

8. Пищик Ф.П. Безопасность движения на железнодорожном транспорте: учеб. пособие. Гомель: БелГУТ, 2009. 267 с.

9. Прогрессивные технологии обеспечения безопасности движения поездов и сохранности грузов: монография / В.А. Гапанович, И.И. Галиев, Ю.И. Матяш, В.П. Клюка. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2008. 220 с.

10. Замышляев А.М. Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте / А.М.Замышляев. Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2013. 143 с.

11. ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения (стандарт отменен). М.: Стандартинформ, 2013. IV, 49 с.

12. ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2019. IV, 49 с.

13. ГОСТ 33894-2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях. Требования безопасности и методы контроля. М.: Стандартинформ, 2019. IV, 26 с.

14. ГОСТ 33895-2016 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля. М.: Стандартинформ, 2019. IV, 10 с.

15. IEEE 1474.1-2004 Standard for CommunicationsBased Train Control (CBTC) Performance and Functional Requirements. Управление поездами на основе связи. Требования к реализации и функциям.

16. IEC 62290-1:2014, Railway applications – Urban guided transport management and command/control systems – Part 1: System principles and fundamental concepts. Системы управления и контроля для ж.-д. пассажирских перевозок в городском и пригородном сообщении. Часть 1. Принципы и фундаментальные концепции построения.

17. ANSI / ASCE / T & DI 21 – 2021 Automated People Mover Standards.

18. ГОСТ Р 70059-2022 Системы управления и контроля ж.-д. транспорта для перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Принципы построения и основные функциональные требования. М.: Российский институт стандартизации, 2022. IV, 11 с.

19. Performance Specification for a Turnkey Mass Transit Monorail System / IMA – 2022.

20. Шебе Х. Автономное вождение. О способах применения принципов безопасности // Надежность. 2019. № 3. С. 21-33.

21. Памятка Р817. Эксплуатационно-технические требования к системам интервального регулирования движения поездов на перегонах. Комитет ОСЖД. Варшава. Дата вступления в силу: 21 октября 2016 г.

22. IEEE 1474.3-2008 Recommended Practice for Communications-Based Train Control (CBTC). System Design and Functional Allocations.

23. EN13452-1:2003 Railway applications. Braking. Mass transit brake systems – Part 1: Performance requirements.

24. Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.

25. ГОСТ 33432-2015 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта. М.: Стандартинформ, 2019. IV, 23 с.

26. EN 50126-1:2017 Железные дороги. Требования и подтверждение надежности, готовности к эксплуатации, ремонтопригодности и безопасности (RAMS) – Часть 1: Общий процесс обеспечения RAMS.

27. Шубинский И.Б. Функциональная безопасность систем управления на железнодорожном транспорте: монография / И.Б. Шубинский, Е.Н. Розенберг. Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2023. 360 c.


Рецензия

Для цитирования:


Юницкий А.Э., Гарах В.А., Литвинович Т.С., Шевченко Д.Н. Концепция безопасности движения в струнном транспортном комплексе. Надежность. 2024;24(2):61-71. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-2-61-71

For citation:


Unitsky A.E., Harakh V.A., Litvinovich T.S., Shevchenko D.N. The concept of movement safety in a string transportation system. Dependability. 2024;24(2):61-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-2-61-71

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)