Автоматизированное вождение поездов – валидация анализа рисков
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-1-65-72
Аннотация
Цель. Статья посвящена описанию валидации анализа рисков в рамках исследовательского проекта по автоматизированному ведению поезда. Методы. Валидация проводилась с использованием нескольких различных методов. Полученные результаты сопоставлялись с результатами, полученными из других источников. Кроме того, был проведен независимый анализ рисков с использованием альтернативного метода MEM (минимальная эндогенная смертность). Результаты. Валидация показала, что результаты, полученные в рамках проекта, являются достоверными. Подтвержден уровень полноты безопасности (SIL) 1 или 2 для систем, заменяющих машиниста поезда. Выводы. Показано, что для валидации результатов анализа рисков целесообразно использовать различные методы. При этом необходимо учитывать, что будут получены сопоставимые, но не идентичные результаты.
Об авторе
Х. ШебеГермания
Хендрик Шебе – доктор естественных наук, главный эксперт по надежности, эксплуатационной готовности, ремонтопригодности и безопасности
Кельн
Список литературы
1. Risikoakzeptanzkriterien für das automatisierte Fahren auf der Schiene (ATO-RISK), Abschlussbericht. Bericht 40 (2023). Projektnummer 2020-19-S-1202. Deutsches Zentrum für Schienenverkehrsforschung, 2023. URL: https://www.dzsf.bund.de/SharedDocs/Downloads/DZSF/Veroeffentlichungen/Forschungsberichte/2023/ForBe_40_2023_ATO_Risk.pdf?__blob=publicationFile&%3Bv=3 (дата обращения 29.01.2024).
2. Adebahr F., Schäbe H. The Probability of Human Error and Failure Rates of Technical ATO Systems // Signal & Datacommunication. 2023. № 3. Pp. 21-29.
3. Braband J., Lindner L., Rexin F. Risk analysis for obstacle detection in automated driving // Signal & Datacommunication. 2023. № 3. Pp. 12-20.
4. Schäbe H. Different Approaches for Determination of Tolerable Hazard Rates // ESREL 2001, Torino, Conference Proceedings. 2001. Vol. 1. Pp. 435-442.
5. Dhillon B.S. Human Reliability, Error, and Human Factors in Engineering Maintenance with Reference to Aviation and Power Generation. CRC Press, 2009.
6. Dhillon B.S., Human Reliability, Error, and Human Factors in Power Generation. Springer, 2014.
7. Sicherheitsregelung Fahrzeug – Methode zum Festlegen und Nachweisen sicherheitsbezogener Anforderungen und Bewertung der Risiken im Rahmen der Umsetzung der CSM-RA und der EN 50126, Arbeitskreis APT/SIRF unter dem Lenkungskreis Fahrzeuge, 16.11.2021.
8. Braband J., Schäbe H., vom Hövel R. Вероятность отказа по требованию – почему и как (Probability of Failure on Demand, why and how) // Надежность. 2010. № 2. С. 2-10.
9. Auswertung Unfalldatenbank der Bundesstelle für Eisenbahnunfalluntersuchung (BEU) (01.01.2017 bis 26.04.2021), ausgewertet am 18.05.2021. Voigt, 2021.
10. Hilfeleistungseinsätze im Gleisbereich der DB AG. Deutsche Bahn AG, 2021. URL: https://www.deutschebahn.com/resource/blob/264996/345dad9c6bec2af95dc185d59c 94afe1/notfallmanagement_leitfaden_hilfeleistungseinsatzdata.pdf (дата обращения 29.01.2024).
11. DIN VDE V 0831 103:2020-09. Electric signalling systems for railways. Part 103: Identification of safety requirements for technical functions in railway signalling.
12. Veiligheid van de spoorwegen. Jaarverslag Spoorwegveiligheid 2020. Inspectie Leefomgeving en Transport, 2020. URL: https://www.ilent.nl/binaries/ilt/documenten/jaarverslagen/2021/12/10/jaarverslag-spoorveiligheid-2020/Jaarverslag+Spoorwegveiligheid+2020.pdf (дата обращения 29.01.2024).
13. Railway Applications – The Specification and Demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) – Part 2: Systems Approach to Safety-2:2017.
14. Braband J., Schäbe H. Propagation of uncertainty in railway signaling risk analysis. In: Safety and Reliability of Complex Engineered Systems, in: Safety and Reliability of Complex Engineered Systems / Podofillini et al. (Eds). Proc. ESREL 2015, Taylor & Francis Group, London, 2015. Pp. 2623-2626.
15. Braband J. Risikoanalysen in der Eisenbahn-Automatisierung. Eurailpress, 2005. 136 p.
Рецензия
Для цитирования:
Шебе Х. Автоматизированное вождение поездов – валидация анализа рисков. Надежность. 2024;24(1):65-72. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-1-65-72
For citation:
Schäbe H. Automated train driving: risk analysis validation. Dependability. 2024;24(1):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2024-24-1-65-72