Preview

Надежность

Расширенный поиск

К вопросу классификации отказов железнодорожного тягового подвижного состава

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-12-19

Аннотация

Цель. Установить классификацию отказов железнодорожного тягового подвижного состава, обеспечивающую решение задач обоснованного определения требований надежности к железнодорожному тяговому подвижному составу как объекту железнодорожной транспортной системы, а также организации системной работы по обеспечению его надежности в течение жизненного цикла на требуемом уровне.
Методы. Произведен анализ терминологии межгосударственных стандартов в области надежности и выполнено сравнение двух классификаций, которые используются ОАО «РЖД» для оценки надежности технических средств и железнодорожного тягового подвижного состава. При исследовании надежности к объектам железнодорожной транспортной системы применяются структурно-логические и логико-вероятностные методы анализа надежности, а для участка железной дороги – теория графов и метод построения цепей Маркова.
Результаты. Анализ существующих классификаций отказов показал недостатки, которые не позволяют использовать классификации для исследований структурной надежности таких объектов железнодорожной транспортной системы, как железнодорожный тяговый подвижной состав. Разработана классификация, комбинирующая использование двух классификаций отказов («категорирования» – для перевозочного процесса и технических средств, «видов» – для тягового подвижного состава), но уже с новыми формулировками. Предлагаемая классификация видов отказов имеет более строгие формулировки условий и допущений, необходимых для оценки надежности и технического состояния объекта, позволяющие обеспечить взаимосвязь характеристик тягового подвижного состава и его надежности в течение всего жизненного цикла при решении вышеуказанных задач. Совместное использование двух классификаций пригодно для исследований структурных проблем надежности с помощью логико-вероятностных методов и марковских цепей. Разработанная классификация включена в положения проекта межгосударственного стандарта «Надежность железнодорожного тягового подвижного состава. Порядок задания, методы расчета и контроль показателей надежности в течение жизненного цикла», разработка которого выполняется АО «ВНИКТИ» по плану научно-технического развития ОАО «РЖД».
Заключение. Результаты статьи будут полезны специалистам, занимающимся оценкой надежности железнодорожного тягового подвижного состава.

Об авторах

Ю. В. Бабков
Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ»)
Россия

Юрий Валерьевич Бабков – кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора – главный инженер

ул. Октябрьской революции, 410, Коломна, Московская область, 140402, тел. +7(496)618-82-51 



Е. Е. Белова
Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ»)
Россия

Елена Евгеньевна Белова – кандидат технических наук, начальник научного центра стандартизации и методологии технического регулирования, заведующая кафедрой автоматизации производства и информационных технологий Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета

ул. Октябрьской революции, 410, Коломна, Московская область, 140402, тел. +7(496)618-16-33



М. И. Потапов
Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ»)
Россия

Максим Игоревич Потапов – заведующий лабораторией надежности

ул. Октябрьской революции, 410, Коломна, Московская область, 140402, тел. +7(496)618-82-18, доб. 11-98



Список литературы

1. ОАО «РЖД» сегодня. URL: company.rzd.ru/ru/9360 (дата обращения 15.09.2021).

2. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2016. IV, 23 с.

3. Бабков Ю.В., Перминов В.А., Слонков Г.В. и др. Пути перераспределения эксплуатационного риска в условиях рыночных отношений и реформированного локомотивного комплекса ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2018. № 5. С. 62–66.

4. Назаров О.Н., Бабков Ю.В., Перминов В.А. и др. Формирование научно обоснованных требований к инновационному подвижному составу в части надежности // Вестник ИПЕМ. Техника железных дорог. 2018. № 3. С. 40–49.

5. Белова Е.Е., Драгун В.И., Перминов В.А. и др. Нормативное обеспечение надежности железнодорожного транспорта: прошлое, настоящее, будущее // Стандарты и качество. 2018. № 9. С. 32–35.

6. Клименко Ю.И., Белова Е.Е, Потапов М.И. и др. Процесс обеспечения надежности локомотивов, проектируемых под современные технические требования // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2020. № 1. С. 43–47.

7. ГОСТ 18322-2016. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2017. II, 13 с.

8. ГОСТ 32192-2013. Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2014. IV, 29 с.

9. Программный комплекс автоматизированного структурно-логического моделирования и расчета надежности и безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами на стадии проектирования: ПК «Арбитр» / АО «СПИК СЗМА». URL: szma.com/arbitr/ (дата обращения 10.09.2021).

10. Шишков А.Д. Народнохозяйственная эффективность повышения надежности технических средств железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1986. 183 с.

11. Положение об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 01.10.2018 № 2160/р.

12. ГОСТ 31187-2011. Тепловозы магистральные. Общие технические требования. М.: Стандартинформ, 2012. II, 31 с.

13. ГОСТ 31428-2011. Тепловозы маневровые с электрической передачей. Общие технические требования. М.: Стандартинформ, 2011. III, 45 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бабков Ю.В., Белова Е.Е., Потапов М.И. К вопросу классификации отказов железнодорожного тягового подвижного состава. Надежность. 2021;21(4):12-19. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-12-19

For citation:


Babkov Yu.V., Belova E.E., Potapov M.I. On the classification of motive power failures. Dependability. 2021;21(4):12-19. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-12-19

Просмотров: 778


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)