Автономное вождение. О способах применения принципов безопасности
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-3-21-33
Аннотация
В статье обсуждаются принципы обеспечения безопасности автономного вождения автомобилей. Прежде всего, мы проводим сравнение между принципами и опытом применения автономных или автоматических систем на железнодорожном и автодорожном транспорте. Автоматические поезда метро эксплуатируются в контролируемой и четко определенной среде, пассажиры и посторонние лица отделены от поездов ограждениями, тоннелями и т.д. Автомобиль эксплуатируется в гораздо более сложной среде. Далее мы затрагиваем принципы безопасности. Применение принципов обеспечения безопасности (например, отказоустойчивость или безопасный ресурс) обеспечивает разработку и реализацию безопасной системы, которая будет соответствовать положениям стандартов функциональной безопасности. Различия в ответственности живого водителя и технической системы управления на разных уровнях автоматизации процесса вождения требуют применения принципов обеспечения безопасности. Мы рассматриваем подлежащие применению принципы обеспечения безопасности исходя из общих принципов обеспечения безопасности и анализа соответствующего уровня автоматизации по классификации SAE на основе опыта осуществления ряда проектов, предусматривавших реализацию пяти уровней автоматизации вождения согласно классификации SAE. В зависимости от уровня автоматизации технические системы реализуются на основе принципов отказа без последствий, отказоустойчивости или безопасного ресурса.
Об авторе
Х. ШебеГермания
Шебе Хендрик, доктор физико-математических наук, заведующий отделом анализа рисков и опасностей
Список литературы
1. Bouwman, R. Application of safety principles – for a guidance system in public transport [Text] / R. Bouwman, H. Schäbe, H. Vis // Proceedings of ESREL 2009, Reliability, Risk and Safety. – 2009. – Vol. 3. – P. 2275-2278.
2. Breitinger, M. Kabinett erlaubt teilautomatisiertes Fahren [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zeit. de/mobilitaet/2016-04/autonomes-fahren-gesetzentwurfverkehrsrecht-alexander-dobrindt (дата обращения 19.10.2017).
3. Конвенция о дорожном движении от 08.11.1968, Европейское дополнительное соглашение от 01.05.1971 и Протокол от 01.03.1973 [Текст].
4. The Mercedes-Benz Future Bus The future of mobility [Электронный ресурс]. – URL: https://www.daimler.com/ innovation/autonomous-driving/future-bus.html (дата обращения 19.10.2017).
5. Ethik-kommission Automatisiertes und Vernetztes Fahren (нем. Комиссия по этике в области автоматизированного и дистанционного вождения), Отчет, Июнь 2017 г. [Электронный ресурс] – URL: www.bmvdi.de.
6. EN 50126 Транспорт железнодорожный – спецификация и демонстрация Надежности, Доступности, Пригодности для обслуживания и Безопасности (RAMS) [Текст] – 1999.
7. EN 50129 Транспорт железнодорожный – Коммуникация, системы СЦБ и обрабатывающие системы – Программное обеспечение для железнодорожных систем управления и систем защиты [Текст] – 2011.
8. EN 50129 Железные дороги. Системы связи сигнализации и обработки данных. Электронные сигнализационные системы безопасности [Текст] – 2003.
9. Todesfall im selbstfahrenden E-AutoUSVerkehrsaufsicht prüft Teslas «Autopilot» [Электронный ресурс]. Focus. – 2016. – URL: www.focus.de/ auto/elektroauto/todesfall-im-selbstfahrenden-auto-usverkehrsaufsicht-prueft-teslas-autopilot_id_5687341.html (дата обращения 01.07.2016).
10. www.frog.nl [Электронный ресурс] (дата обращения 19.10.2017).
11. Gayen, J.-T. (Miss-) Konzeptionen von Sicherheitsprinzipien [Text] / J.-T. Gayen, H. Schäbe // Signal + Draht. – 2008. – Vol. 7+8. – P. 11-18.
12. Gayen, J.-T. (Mis-) conceptions of safety principles [Text] / J.-T. Gayen, H. Schäbe // ESREL 2008, Proceedings Safety, Reliability and Risk analysis. – 2008. – Vol. 2. – P. 1283-1291.
13. Gräfling, S. The agri-motive safety performance integrity level – or how do you call it? [Text] / S. Gräfling, H. Schäbe // Proceedins of ESREL 2012/PSAM 11. – 2012. – P 10.
14. Google self-driving car hits public bus near Mountain View headquarters [Электронный ресурс]. – URL: www. mercurynews.com/2016/02/29/google-self-driving-carhits-public-bus-near-mountain-view-headquarters (дата обращения 19.10.2017).
15. Gülker, J. Physical Principles of Safety, Safety and Reliability for Managing Risk [Text] / J. Gülker, H. Schäbe // Proceedings of ESREL 2006. – 2006. – P. 1045-1050.
16. МЭК 61508. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Части 1 – 7 [Текст] – 2010.
17. ИСО 26262. Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасностью Части 1-10 [Текст] – 2014.
18. Lotz, G.O. Eine Referenzarchitektur für die assistierte und automatisierte Fahrzeugführung mit Fahrereinbindung: дисертация: 2017 [Text] / Lotz G.O.; [место защиты: Дармштадтский технический университет].
19. Директива № 2006/42/EC Европейского парламента и Европейского совета от 17 мая 2006 г. о технике, вносящая поправки в Директиву № 95/16/EC (исправленная версия) [Текст].
20. Mazzega, J. Absicherung hochautomatisierter Fahrfunktionen [Text] / J. Mazzega, F. Köster, K. Lemmer, T. Form// Automobiltechnische Zeitschrift. – 2016. – Vol. 10. – P. 48-52.
21. Weltpremiere: Daimler Buses präsentiert autonom fahrenden Stadtbus [Электронный ресурс]. – URL: www. nahverkehrs-praxis.de/news/nahverkehrspraxis-top-news/ article/weltpremiere-daimler-buses-praesentiert-autonomfahrenden-stadtbus (дата обращения 19.10.2017).
22. Классификация и определение терминов в области систем автоматизации вождения автомобильных транспортных средств. SAE J3016 [Текст]. – 2016.
23. A global bid for automation: UITP Observatory of Automated Metros confirms sustained growth rates for the coming years [Электронный ресурс] (дата обращения 19.10.2017).
24. Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3), Пересмотр 6. Организация Объединенных Наций, Экономическая комиссия для Европы, Комитет по внутреннему транспорту, Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств [Текст] (дата обращения 11.07.2017).
25. Vogelpohl, T. Übergabe von hochautomatisiertem Fahren zu manueller Steuerung. Forschungsbericht Nr. 39 [Text] / T. Vogelpohl, M. Vollrath, M. Kühn, T. Hummel, T. Gehlert // Германский союз страховщиков. – Август 2016. – ISBN 978-3-939163-67-1.
26. Wachenfeld, H.K. How Stochastic can Help to Introduce Automated Driving: диссертация: 2016 [Text] / Wachenfeld H.K.; [место защиты: Дармштадтский технический университет].
Рецензия
Для цитирования:
Шебе Х. Автономное вождение. О способах применения принципов безопасности. Надежность. 2019;19(3):21-33. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-3-21-33
For citation:
Schӓbe H. Autonomous Driving – How to Apply Safety Principles. Dependability. 2019;19(3):21-33. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-3-21-33