Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Модель оценки эффективности диагностических средств в бортовых устройствах


https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-28-33

Полный текст:


Аннотация

Цель данной статьи – показать, что разработка, внедрение новых средств диагностики и улучшение существующих средств диагностики в бортовых устройствах позволяет добиться улучшения эксплуатационных характеристик и снижения вероятности перехода интеллектуальных систем железнодорожного транспорта в запрещенное состояние.

Методика. Для интеллектуальных систем железнодорожного транспорта наибольший интерес представляет построение аналитической модели оценки вероятности в связи с ее возможностью наглядной демонстрации учитываемых в модели факторов. Запрещенные события, которые приводят к нарушению работоспособности интеллектуальных систем железнодорожного транспорта, являются случайными, и их можно представить в виде случайного процесса. Случайный процесс развития системы, переход системы из разрешенного состояния в запрещенное состояние, изменение состояний системы во времени может быть описан полумарковским процессом. При оценке вероятности попадания системы в запрещенное состояние возникает вопрос выбора метода расчета. В статье показана возможность представления и решения полумарковской модели с помощью связанной графовой модели [3, 5], которая обладает высоким уровнем наглядности и является хорошо формализованным методом определения вероятности перехода системы в запрещенное состояние. Множество состояний системы и связи между ними представлены в виде ориентированного графа состояний, для которого определены топологические понятия [3]. Для определения влияния введения новых средств диагностики и улучшения существующих средств диагностики в бортовых устройствах на вероятность перехода интеллектуальных систем железнодорожного транспорта в запрещенное состояние используется теорема определения вероятности перехода системы из начального неопасного состояния в опасное состояние и приведена формула расчета этой вероятности.

Результаты. Реализованный в представленной статье графовый метод демонстрирует, что применение дополнительных средств диагностики позволяет уменьшить вероятность попадания системы в запрещенное состояние, то есть, в состояние, когда отказ не будет обнаружен штатными или дополнительными средствами диагностики, более чем в 2 раза.


Об авторах

Е. Н. Розенберг
АО «НИИАС»
Россия

Ефим Н. Розенберг – профессор, доктор технических наук, первый заместитель Генерального директора

Москва



А. С. Коровин
АО «НИИАС»
Россия

Александр С. Коровин – главный специалист сектора разработки микропроцессорных устройств

Москва



Н. Г. Пенькова
АО «НИИАС»
Россия

Наталья Г. Пенькова – заместитель начальника центра безопасности и алгоритмической поддержки

Москва



Список литературы

1. Ивницкий В.А. Моделирование информационных систем железнодорожного транспорта. Учебное пособие [Текст] / В.А. Ивницкий. – М.: МИИТ, 2011. – 143 с.

2. Шубинский И.Б. Функциональная надежность информационных систем. Методы анализа [Текст] / И.Б. Шубинский. – М.: ООО «Журнал «Надежность», 2012. – 296 с.

3. Шубинский И.Б. Надежные отказоустойчивые информационные системы. Методы синтеза [Текст] / И.Б. Шубинский. – М.: Журнал Надежность, 2016. – 544 с.

4. Шубинский И.Б. О понятии функциональной надежности [Текст] / И.Б. Шубинский, Х. Шебе // Надежность. – 2012. – № 4. – С. 74-84.

5. Шубинский И.Б. Методы обеспечения функциональной надежности программ [Текст] / И.Б. Шубинский // Надежность. – 2014. – №4. – С. 87-101.

6. Шубинский И.Б. Графовый метод оценки производственной безопасности на объектах железнодорожного транспорта [Текст] / И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев, О.Б. Проневич // Надежность. – 2017. – Т.17. – № 1. – С. 40-45.

7. Проневич О.Б. Алгоритм расчета и прогнозирования показателей функциональной безопасности систем электроснабжения железнодорожного транспорта [Текст] / О.Б. Проневич, В.Э. Швед // Надежность. – 2018. – № 18(3). – С. 46-55.

8. Розенберг Е.Н. Функциональная надежность программного обеспечения блока индикации комплекса БЛОК [Текст] / Е.Н. Розенберг, Н.Г. Пенькова, А.С. Коровин // Надежность. – 2017. – № 17(2). – С. 36-40.

9. Шухина Е.Е. Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК [Текст] / Е.Е. Шухина, В.И. Астрахан. – М.: 2013. – 103 с.

10. Зорин В.И. Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) [Текст] / В.И. Зорин, В.И. Астрахан. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 177 с.

11. ГОСТ Р МЭК 61508-7-2012. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 7. Методы и средства [Текст]. – Введ. 2012-10-29. – М.: Стандартинформ, 2014. – V, 94 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Розенберг Е.Н., Коровин А.С., Пенькова Н.Г. Модель оценки эффективности диагностических средств в бортовых устройствах. Надежность. 2019;19(2):28-33. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-28-33

For citation: Rozenberg E.N., Korovin A.S., Penkova N.G. Model of efficiency assessment of diagnostic tools of onboard equipment. Dependability. 2019;19(2):28-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-28-33

Просмотров: 42

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)