Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Повышение надежности профессионального психологического отбора авиационных специалистов


https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-40-47

Полный текст:


Аннотация

Цель. В данной работе исследован один из возможных путей повышения надежности профессионального психологического отбора авиационных специалистов с использованием методики оценки стратегии их поведения в конфликте, для предотвращения нарушений взаимодействия в экипажах воздушных судов и диспетчерских сменах. 

Методы. В исследовании была использована психодиагностическая методика «Thomas Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI)», (в отечественной психологической литературе русскоязычная версия данного теста (TKI-R) чаще известна как «Тест К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной») для оценки стратегии поведения в конфликте, а также опросник А. Басса – А. Дарки для определения склонности испытуемых к различным формам агрессивного поведения. Для статистической обработки результатов исследования были использованы коэффициент корреляции Браве-Пирсона и критерий c2-Пирсона. 

Результаты. На первом этапе многозадачного эксперимента было обследовано 48 студентов-диспетчеров, на втором этапе общее число обследованных составило 603 человека(студенты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и студенты Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета), то есть, делая акцент на операторские специальности, для большей чистоты эксперимента выборка участников была значительно расширена, в том числе и за счет привлечения студентов гуманитарных направлений обучения. Выявлено, что результаты теста А. Басса – А. Дарки отрицательно коррелируют со склонностью к стратегии приспособления и положительно коррелируют со склонностью к стратегиям соперничества и сотрудничества. По критерию достоверности различий c2-Пирсона имеются высоко достоверные различия в выраженности таких стилей поведения как соперничество и избегание между пилотами и гуманитариями, а для выборок мужчин и женщин – в выраженности таких стилей поведения как соперничество, избегание и компромисс. Женщины существенно менее склонны к соперничеству и несколько более склонны к избеганию и компромиссу, нежели мужчины. Не наблюдается каких-либо принципиальных отличий и между интеркорреляциями результатов TKI-R первого и второго этапов эксперимента. Проведено сравнение полученных авторами результатов с опубликованными результатами исследований по студентам Тувинского государственного университета и Ярославского государственного медицинского университета, а также с результатами исследований по спортсменам и предпринимателям. 

Выводы. Обобщая итоги как собственных исследований, так и изложенных в опубликованных работах других авторов, можно сделать заключение, что для конфликтного поведения всех испытуемых студентов преобладающей является средняя выраженность стратегий соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления, что свидетельствует о способности испытуемых данного возраста к гибкому поведению в конфликтных ситуациях с учетом конкретных условий взаимодействия. То есть, студенты, в отличие от активно нацеленных на успех предпринимателей, хотя и предпочитают такие стили поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс, но гибко используют и другие стратегии поведения. Это необходимо учитывать при планировании мероприятий по повышению надежности профессионального психологического отбора в гражданской авиации. Представляется, что в силу указанных причин, использование методики TKI-R при профессиональном психологическом отборе авиационных специалистов является нецелесообразным.


Об авторах

О. B. Ариничева
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Россия

Ольга В. Ариничева, кандидат технических наук, доцент кафедры «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации»

Санкт-Петербург

 

 

 



А. В. Малишевский
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Россия

Алексей В. Малишевский, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации»

Санкт-Петербург

 



Список литературы

1. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

2. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации [Текст]: утв. Министерством транспорта РФ. – М.: Воздушный транспорт, 2001. – 279 с.

3. Малишевский А.В. Возможные пути решения проблемы снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность полетов [Текст] / А.В. Малишевский, О.В. Ариничева, Е.В. Власов // Транспорт: наука, техника, управление. – 2016. – № 2. – С. 12-20. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25471562

4. Малишевский А.В. Возможные пути решения проблемы снижения негативного влияния человеческого фактора в чрезвычайных ситуациях на транспорте [Текст] / А.В. Малишевский, Е.В. Власов, Е.М. Каймакова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2015. – № 1. – С. 108-114. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23735424

5. Ариничева О.В. Недостатки существующего профессионального отбора пилотов и проблема его совершенствования [Текст] / О.В. Ариничева, А.В. Малишевский // Транспорт: наука, техника, управление. – 2016. – № 6. – С. 41-51. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26254884

6. Ариничева О.В.Возможные пути повышения надежности профессионального психологического отбора диспетчеров управления воздушным движением [Текст] / О.В. Ариничева, А.Е. Герасименкова, А.В. Малишевский, М.Г. Чепик // Надежность. – 2018.– Т. 18. – № 1. – С. 38-45. DOI: 10.21683/1729-2646-2018-18-1-38-45

7. Ариничева О.В. Проблема повышения качества профессионального психологического отбора в гражданской авиации[Текст] / О.В. Ариничева, А.В. Малишевский // Качество и жизнь. – 2018. – № 2. – С. 67-71. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35304038

8. Ариничева О.В.Ответственность в системе ценностей авиационных специалистов [Текст] / О.В. Ариничева, А.В. Малишевский, И.А. Акимов // Транспорт: наука, техника, управление. – 2018. – № 6. – С. 20-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35093752

9. Малишевский А.В. Некоторые вопросы совершенствования соционической психодиагностики авиационного персонала [Текст] / А.В. Малишевский // Транспорт: наука, техника, управление. – 2017.– № 2.– С. 23-30. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28422669

10. Джафарзаде Т.Р.Проблема совершенствования профессионального психологического отбора пилотов гражданской авиации [Текст] / Т.Р. Джафарзаде, А.В. Малишевский // Медико-биологические и социальнопсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях.– 2013.– № 3.– С. 66-70.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21034457

11. Катастрофа Ан-148 в Подмосковье [Электронный ресурс] / Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95115464 (дата обращения: 08.10.2018).

12. Катастрофа Ту-134А Ивановского авиапредприятия в районе а/п Иваново [Электронный ресурс] / Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России: факты, история, статистика. 2006-2018. – URL: http://www.airdisaster.ru/database.php?id=90 (дата обращения 08.10.2018).

13. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия / Ту-134 RA-65691 20.06.2011 [Электронный ресурс] / Межгосударственный авиационный комитет. 19.09.2011. – URL: https://mak-iac.org/upload/iblock/bb2/report_ra-65691.pdf (дата обращения 08.10.2018).

14. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия / Як-42 RA-42434 07.09.2011 [Электронный ресурс] / Межгосударственный авиационный комитет. 02.11.2012. – URL: https://mak-iac.org/upload/iblock/b75/report_ra-42434.pdf (дата обращения 08.10.2018).

15. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия / Боинг 737-500 VQ-BBN 17.11.2013 [Электронный ресурс] / Межгосударственный авиационный комитет.23.12.2015. – URL: https://mak-iac.org/upload/iblock/481/report_vq-bbn.pdf (дата обращения 08.10.2018).

16. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия / Боинг-737-500 VP-BKO 14.09.2008 [Электронный ресурс] / Межгосударственный авиационный комитет. 29.05.2009. – URL: https://mak-iac.org/upload/iblock/c2d/vp-bko_report.pdf (дата обращения 08.10.2018).

17. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: учеб. для вузов: 5-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.– СПб.: Питер, 2013. – 512 с.

18. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать. Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни [Текст] / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, 2009. – 440 с.

19. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст]: 2-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

20. Васильева Л.Н. Исследование стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов-медиков на начальном этапе обучения в вузе [Текст] / Л.Н. Васильева, С.С. Щепеткова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 4/2. – С. 111-114. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-111-114

21. Kilmann R.H. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behavior: The MODE Instrument [Text] / R.H. Kilmann, K.W. Thomas // Educational and Psychological Measurement. – 1977. – Vol. 37. – № 2.– Pp. 309325. DOI: 10.1177/001316447703700204

22. Кардашина С.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии опросника К. Томаса – Р. Килманна («Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument– TKI-R») / С.В. Кардашина, Н.В. Шаньгина// Педагогическое образование в России. – 2016. – № 11.– С. 216228.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28828302

23. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.А. Карелин.– М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

24. Thomas K.W. Thomas-Kilmann conflict mode instrument [Text] / R.H. Kilmann, K.W. Thomas. – Tuxedo, NY:Xicom Publ., 1974. – 11 p. DOI: 10.1037/t02326-000

25. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument. Profile and Interpretive Report [Электронный ресурс] / Take The TKI. – URL: https://takethetki.com/wp-content/uploads/2017/11/TKI_Sample_Report.pdf (дата обращения 08.10.2018).

26. Куулар Ш.В. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях [Текст] / Ш.В. Куулар, Л.К. Будукоол// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 5. – С. 67-80. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.05

27. Павленкович С.С. Стратегии поведения студентовспортсменов с разными личностными особенностями в конфликтных ситуациях [Текст] / С.С. Павленкович // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции (Саратов, 08 апреля 2016 г.) / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. – М.: Перо, 2016. – С. 644-648.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26478762

28. Аристова Ю.В.Особенности стратегий поведения предпринимателей в конфликте в связи с полом [Текст] / Ю.В. Аристова, И.Ф. Фрейманис, Е.С. Игнатова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 7. – № 11. – С. 22-25. – URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27451516

29. Гринина Е.С. Особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с различным уровнем развития интеллекта[Текст] / Е.С. Гринина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика.– 2014.– Вып. 2.– С. 58-66.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21653261


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ариничева О.B., Малишевский А.В. Повышение надежности профессионального психологического отбора авиационных специалистов. Надежность. 2019;19(1):40-47. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-40-47

For citation: Arinicheva O.V., Malishevsky A.V. Improving the reliability of professional psychological selection of aviation specialists. Dependability. 2019;19(1):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-40-47

Просмотров: 123

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)