Preview

Надежность

Расширенный поиск

Надежность прогноза успешности летного обучения по данным профессионального психологического отбора

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-27-30

Аннотация

Современная военная авиация предъявляет все возрастающие требования к профессионализму летчиков, в связи с чем обостряются проблемы повышения качества профессионального отбора и профессиональной подготовки военных летчиков. После исследований В.А. Пономаренко и В.А. Бодрова в авиационную психологию вошел термин «пролонгированный отбор» как профессиональное психологическое сопровождение летного обучения, для которого важным является составление прогноза успешности обучения на начальных этапах профессиональной подготовки курсантов, что и составило цель настоящего исследования.

Методы. В исследовании решались задачи проверки прогноза успешности летного обучения по данным профессионального психологического отбора (ППО) на начальных этапах профессиональной подготовки и возможность формулирования этого прогноза в виде интегральной оценки. Для решения этих задач использовались оценки теоретической успеваемости, результаты формирования летных навыков на авиационных тренажерах, динамика показателей профессионально важных качеств (ПВК) курсантов в процессе их обучения на 1 и 2 курсах в сопоставлении с теми показателями, которые были получены ими на ППО. Выборка исследования составила 143 курсанта. Обследование испытуемых проводилось при их поступлении в летное училище и на первых двух курсах обучения по программам, соответствующим нормативным документам министерства обороны и командования Воздушно-космическими силами. Прохождение обследования является необходимым условием для зачисления в высшее военное авиационное образовательное учреждение и последующего летного обучения и не противоречит современным этическим нормам проведения научных исследований. Обследуемые курсанты были распределены на две группы по категориям профпригодности, основанным на результатах исследования ПВК при прохождении ими ППО: 1-я группа (55 человек), названная «пригодные» с хорошими показателями профпригодности и 2-я группа (88 человек), названная «условно годные» с удовлетворительными показателями профпригодности. Статистический анализ проведен с помощью описательной статистики программы Excel пакета Microsoft Office 2007, Т-критерия Стьюдента для несвязанных выборок.

Результаты. Проведенное исследование показало, что курсанты из группы «пригодных», по сравнению с «условно годными», более адаптированы к условиям военной службы, имеют более высокие показатели познавательных психических процессов и сенсомоторных способностей. Они лучше учатся по теоретическим предметам и быстрее осваивают тренажерную подготовку. В то же время по физиологическим и физическим качествам курсанты исследуемых групп неразличимы и имеют хорошие и высокие показатели, что подтверждается оценками по дисциплине физической подготовки и свидетельствует об их хорошем физическом развитии и физической подготовке.

Выводы. Прогноз успешности летного обучения, выставленный на этапе ППО как категория профессиональной пригодности, подтверждается на начальных этапах профессиональной подготовки курсантов при проведении мероприятий профессионального психологического сопровождения обучения летного состава. Интегральная оценка, складывающаяся из результатов теоретической успеваемости; данных психологического, психофизиологического обследования; показателей тренажерной подготовки курсантов, может быть использована в последующем летном обучении в качестве информации для разработки индивидуальных программ профессиональной подготовки. Для повышения надежности подготовки планируется разработка и создание комплексных программ автоматизированных методик для диагностики современных летных ПВК, а также методик для их совершенствования и развития [4].

Об авторах

Э. А. Крачко
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Россия
Эльвира А. Крачко – кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательской лаборатории психофизиологических проблем профессиональной подготовки летного состава научно-исследовательского отдела. Краснодар.


Г. Т. Красильников
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Россия

Геннадий Т. Красильников – доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и профессионального психологического сопровождения обучения летного состава).

Краснодар.



Ф. В. Мальчинский
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Россия

Федор В. Мальчинский – кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского отдела (профессионального психологического отбора и профессионального психологического сопровождения обучения летного состава).

Краснодар.



С. Л. Хвостова
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
Россия

Светлана Л. Хвостова – младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психофизиологических проблем профессиональной подготовки летного состава научно-исследовательского отдела.

Краснодар.



Список литературы

1. Ариничева, О.В. Возможные пути повышения надежности профессионального психологического отбора диспетчеров управления воздушным движением / О.В. Ариничева, А.Е. Герасименкова и др. // Надежность. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 38–45. doi:10.21683/1729-26462018-18-1-38-45

2. Бодров, В.А. Некоторые методологические вопросы профессионального психологического отбора военных специалистов / В.А. Бодров // Материалы науч.-практ. конф. «Использование новейших информационных технологий в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации». – М.: 2003. – С. 29–31.

3. Гандер, Д.В. Профессиональная психопедагогика / Д.В. Гандер. – М.: Воентехиниздат, 2007. – 336 с.

4. Крачко, Э.А. Совершенствование системы профессионального психологического отбора в летном вузе / Э.А. Крачко, Ф.В. Мальчинский и др. // Материалы военно-научной конф. «20 лет функционирования системы профессионального психологического отбора в ВС РФ, итоги и перспективы совершенствования». – М.: ВАГШ ВС РФ, 2014. – С. 148–154.

5. Методики военного профессионального психологического отбора: метод. пособие. – М.: Военное издательство, 2005. – 530 с.

6. Методические рекомендации по организации и проведению профессионально-психологического сопровождения курсантов в ходе образовательного процесса в военных образовательных учреждениях ВПО МО РФ. – М.: 2011. – 178 с.

7. Плотников, Н.И. Основания теории надежно-7. сти человека-оператора (пилота) / Н.И. Плотников // Надежность. – 2015. – № 2. – С. 90–97. doi:10.21683/17292646-2015-0-2-90-97

8. Пономаренко, В.А. Психология человеческого 8. фактора в опасной профессии / В.А. Пономаренко. – Красноярск: «Поликом», 2006. – 629 с.

9. Психологический отбор летчиков и космонавтов / 9. В.А. Бодров и др. // Проблемы космической биологии. – М.: Наука, 1984. – Т. 48. – 264 с.

10. Теория и практика психологического обеспечения 10. летного труда / Под ред. В.А. Пономаренко. – М.: Воениздат, 2003. – 280 с.


Рецензия

Для цитирования:


Крачко Э.А., Красильников Г.Т., Мальчинский Ф.В., Хвостова С.Л. Надежность прогноза успешности летного обучения по данным профессионального психологического отбора. Надежность. 2018;18(3):27-30. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-27-30

For citation:


Krachko E.A., Krasilnikov G.T., Malchinsky F.V., Khvostova S.L. Reliability of forecast of successful flight training based on professional psychological selection. Dependability. 2018;18(3):27-30. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-27-30

Просмотров: 804


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)