Preview

Надежность

Расширенный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-3-49-57

Аннотация

Цель. Оценить риск столкновения составов при проведении маневровых работ на железнодорожной станции. Риск – сочетание вероятности события и его последствий. Наиболее сложной задачей при расчёте риска является выбор модели оценки вероятности появления нежелательного события. Модель должна обеспечивать практическую применимость результатов. Для объектов железнодорожного транспорта наибольший интерес представляет построение аналитический модели оценки вероятности в виду возможности наглядной демонстрации учитываемых в модели факторов. Основной целью данной работы является исследование степени влияния системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) на вероятность бокового столкновения составов с участием маневровых локомотивов на железнодорожной станции. Основной функцией системы маневровой автоматической локомотивной сигнализации является обеспечение непроезда маневровыми локомотивами светофоров с запрещающими показаниями на станции. Методы. Используются методы теории вероятностей и теории случайных процессов, формулы сложения, умножения, полной вероятности, свойства пуассоновских потоков. В статье [2] предложена методика расчета вероятности столкновения вследствие проезда маневровым или поездным локомотивом запрещающего сигнала светофора. Основным предположением при разработке методики является предположение о том, что поток маневровых составов для каждого стрелочного перевода является пуассоновским. В настоящей работе предлагается модификация данной методики с учётом возможности использования системы МАЛС на локомотивах маневровых составов. Исходными данными для реализации алгоритма вычисления вероятности столкновения служат топология станции, расписание движения пассажирских поездов и возможные маршруты их следования через станцию, средние значения длин составов и скоростей их движения, а также интенсивности движения маневровых составов через стрелочные переводы. Результаты. Получен алгоритм вычисления вероятности столкновения составов с участием маневровых локомотивов для произвольного промежутка времени. Для различных режимов движения маневрового со- става: подтягивания, сцепки – приводятся расчетные формулы для вычисления вероятности столкновения с пассажирским или грузовым поездом на произвольной стрелке. Алгоритм состоит в следующем: 1) задается промежуток времени, для которого необходимо провести расчет вероятности столкновения; 2) формируется расписание следования пассажирских поездов из АСУ «Экспресс»; 3) вычисляется общее количество пассажирских поездов, проезжающих через станцию в течение заданного промежутка времени; 4) пассажирские поезда перенумеровываются согласно порядку их прибытия на станцию; 5) вычисляется вероятность проезда машинистом маневрового локомотива светофора с запрещающим показанием; 6) вычисляется вероятность нарушения машинистом маневрового локомотива безопасности движения в режиме «подтягивание»; 7) вычисляется вероятность нарушения машинистом маневрового локомотива безопасности движения после сцепки с отключенным режимом «сцепка»; 8) вычисляется общее число возможных маршрутов для каждого поезда; 9) для каждого поезда определяется частота использования того или иного марш- рута; 10) для всех стрелок на каждом маршруте присваиваются номера в порядке их по- явления; 11) вычисляется вероятность того, что с каждымым пассажирским поездом на каждом маршруте произойдет хотя бы одно столкновение; 12) вычисляется вероятность того, что произойдет хотя бы одно столкновение каждого пассажирского поезда при движении через станцию; 13) рассчитывается вероятность того, что за заданный промежуток времени произойдет хотя бы одно столкновение на станции. Рассмотрен пример расчёта вероятности столкновения для отдельного маршрута поезда и для всей железнодорожной станции в целом в течение месяца и года. В работе показано, что применение системы МАЛС позволяет существенно уменьшить вероятность боковых столкновений на железнодорожной станции.

Об авторах

Игорь Б. Шубинский
ЗАО «ИБ Транс»
Россия

доктор технических наук, профессор, директор, Москва, Россия, тел. +7 (495) 786-68-57



Алексей М. Замышляев
ОАО «НИИ- АС»
Россия

доктор технических наук, заместитель Генерального директора, Москва, Россия, тел. +7 (495) 967-77-02



Алексей Н. Игнатов
Московский Авиационный институт
Россия

аспирант, Москва, Россия, тел. +7 (906) 059 50 00

 



Андрей И. Кибзун
Московский Авиационный институт
Россия

доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой, Москва, Россия, тел. +7 (499) 158-45-60



Евгений Н. Платонов
Московский Авиационный институт
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент, факультет «Прикладной математики и физики», доцент, Москва, Россия, тел. +7 (499) 158-45-60


Список литературы

1. ГОСТ Р 33433–2015 «Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте».

2. Игнатов А.Н., Кибзун А.И., Платонов Е.Н. Оценка вероятности столкновения железнодорожных составов // Автоматика и телемеханика, №11. 2016. С. 43—59.

3. Шубинский И.Б., Замышляев А.М., Игнатов А.Н., Кан Ю.С., Кибзун А.И., Платонов Е.Н. Оценка риcков, связанных с проездом запрещающего сигнала светофора маневровым составом или пассажирским поездом // Надежность. 2016. № 3. С. 39-46.

4. Шубинский И.Б. Функциональная надежность информационных систем. Методы анализа, Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2012.


Рецензия

Для цитирования:


Шубинский И.Б., Замышляев А.М., Игнатов А.Н., Кибзун А.И., Платонов Е.Н. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ. Надежность. 2017;17(3):49-57. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-3-49-57

For citation:


Shubinsky I.B., Zamyshliaev A.M., Ignatov A.N., Kibzun A.I., Platonov E.N. USE OF AUTOMATIC SIGNALLING SYSTEM FOR REDUCTION OF THE RISK OF TRANSPORTATION INCIDENTS IN RAILWAY STATIONS. Dependability. 2017;17(3):49-57. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-3-49-57

Просмотров: 1049


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)