Preview

Надежность

Расширенный поиск

Разработка автомата надежности техники (обоснование регулирования стандартизации)

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-4-21-24

Полный текст:

Аннотация

Цель. В настоящей работе представлена разработка автомата надежности. Разработка является концептуальным описанием автомата как структуры терминов фиксированной сложности, показывающей непротиворечивые взаимосвязи и четкие переходы состояний надежности объекта. Описание структуры состояний автомата предполагает последующую разработку вычислительного устройства наблюдения надежности объектов любой природы. В отличие от стандарта, надежность определяется как совокупность состояний – мера соответствия назначению объекта. Назначение определяется как свойство объекта, обусловленное естественным происхождением существования или создаваемого проектируемого применения. В соответствии с данными определениями разработаны альтернативные определения состояний надежности. Наблюдение состояний надежности объекта возможно описать общим алгоритмом. Для постановки задачи используется теория автоматов. Методы. Автоматом надежности будем называть детерминированный, полностью определенный автомат с конечным числом состояний. В теории автоматов свойства объектов рассматривается в пребывании и изменении состояний. Состояния надежности изменяются в мерах нарушения и восстановления назначения объекта. Данные изменения можно представить как ориентированный граф, вершины которого соответствуют состояниям, а дуги соответствуют переходам между состояниями. Поскольку состояния восстановления надежности являются детерминированными, их можно представить как процессы – планируемые, состоящие из работ, мероприятий, процедур, операций. Состояния нарушения надежности являются случайными, поэтому их можно рассматривать как события. Таким образом, наблюдение свойства назначения объекта осуществляется при наблюдении состояний надежности, которые меняются в событиях и процессах. Для описания автомата используются термины и символы стандартов и альтернативные определения состояний, разработанные автором настоящей работы. При соответствующей переработке стандартов должны использоваться другие термины. Работа автомата надежности отображает переходы и варианты переходов. Восстановление проектируется как завершенный и частично незавершенные процессы: а) переход из неработоспособного состояния в работоспособное состояние; б) переход из неработоспособного состояния в неисправное состояние; в) переход из неработоспособного состояния в исправное состояние. Выполненная работа реализована в разработке теоретической и практической надежности организаций, социальных групп и человека. В концепции автомата надежности представлена разработка технического проектирования экспертной системы поддержки принятия решений в летной эксплуатации авиакомпании. Заключение. Технические стандарты требуют предварительной гуманитарной проработки: философской, филологической, логической. Результатом исследований должны быть логические доказательства и обоснования совокупности согласованных, непротиворечивых онтологических терминов: свойство, состояние, событие и других. Комплекс данных результатов после того используется в технических стандартах для формирования и обоснования специальных терминов. Теоретически и практически обоснована возможность переноса отдельных положений современной теории надежности техники для разработки теории надежности объектов нечисловой природы.

Об авторе

Н. И. Плотников
Научно-исследовательский проектный институт гражданской авиации «АвиаМенеджер»
Россия

Плотников Николай Иванович – кандидат технических наук, генеральный директор

Новосибирск



Список литературы

1. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2016. 24 с.

2. Выхованец В.С. Теория автоматов: Учеб. пособие для вузов. Тирасполь, РИО ПГУ, 2001. 87 с.: ил.

3. ГОСТ IEC 60050-113-2015. Международный электротехнический словарь. Часть 113. Физика в электротехнике. М.: Стандартинформ, 2016. 51 с.

4. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012. 43 с.

5. Автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок. Промежуточный, этап № 4: «Адаптация разработанных алгоритмов и программных средств АС». / Научно-технический отчет, шифр «2010-218-02-068», № госрегистрации 01201150118 от 12.01.2011, Инв. № 194. Ульяновск, 2012. – 1340 с. / Н.И. Плотников. Раздел 3. С. 154-238; Приложения: И, К, Л, М, Н. С. 1048-1258.

6. Плотников Н.И. Ресурсы пилота. Надежность: Монография / Н.И. Плотников. Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. 264 с.


Для цитирования:


Плотников Н.И. Разработка автомата надежности техники (обоснование регулирования стандартизации). Надежность. 2020;20(4):21-24. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-4-21-24

For citation:


Plotnikov N.I. Development of the technology dependability automaton (substantiation of standardization regulation). Dependability. 2020;20(4):21-24. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-4-21-24

Просмотров: 227


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)