К вопросу об организации службы надежности на машиностроительном предприятии
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-25-31
Аннотация
Исторически службы надежности стали появляться внутри конструкторских подразделений предприятий. Инженер-конструктор имел свое представление о контроле качества выпускаемой продукции. Он понимал, что наличие ошибок и недоработок изделия может привести к катастрофическим последствиям [1], так как первоначальными областями применения теории надежности были авиационная и космическая промышленности. Параллельно с подразделением надежности развивалась служба качества и технического контроля, основными задачами которой является организация и проведение приемо-сдаточных испытаний, проведение входного контроля и предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям технической документации. На определенном этапе возник конфликт между двумя направлениями, что привело к взаимному непониманию ответственности и дезорганизации контроля за надежностью продукции. В результате, как пример, на одних предприятиях служба надежности объединена со службой качества, на других подчинена – конструкторскому бюро. Помимо этого, при оценке эксплуатационной надежности необходимо иметь постоянную и достоверную информацию об уровне безотказности и ремонтопригодности оборудования. Качество этой информации зависит от взаимодействия службы надежности и сервисной службы. Последняя должна составлять акты ремонта изделий с указанием времени восстановления и наработки изделия и в максимально короткие сроки предоставлять эти данные для расчета надежности. Таким образом, возникают следующие вопросы: какие работы должна проводить служба надежности, кто и кому должен подчиняться, кто является владельцем процессов, связанных с оценкой параметров надежности? Важным моментом является понимание, с какой целью организуется группа надежности на производстве, какими полномочиями наделены сотрудники такого подразделения, какой результат хочет видеть руководство. Присутствует проблема формализации полученных результатов исследований. На данный момент нет единого подхода в оформлении расчетов, составлении протоколов надежностного анализа. Результаты проведенных исследований должны быть разосланы всем заинтересованным подразделениям предприятия, поэтому требуется доступная форма представления информации. Следует обратить особое внимание на подготовку кадров в направлении надежности технических систем. С каждым годом изделия усложняются, разрабатываются новые технологии, и заявленные в советские годы подходы к расчету и анализу надежности не всегда дают удовлетворительный результат. И это неудивительно, так как значимость применения достоверных и методологически обоснованных методов оценки надежности очень занижена. Это обусловливается тем, что достаточно часто можно встретить мнение, что основой теории надежности является подход, основанный на исследовании физических, конструктивных причин отказов, физико-химических процессов и т.д., подразумевая под этим, что инженер по надежности – в первую очередь инженер-конструктор или инженер-технолог. Однако не стоит забывать, что общая теория надежности подразделяется на математическую (математические методы теории вероятностей), статистическую (методы математической статистики) и физическую (исследование изменения свойств материалов). Следовательно, в службе надежности необходимо осуществлять анализ, основанный на грамотном применении математического аппарата помимо деятельности, направленной на исследование конструкции изделия. Требуются новые предложения и концепции для развития данного направления, в том числе и в образовательной среде.
Цель. Предложить подход в организации службы надежности на современном машиностроительном предприятии с учетом современных методик и представлений об анализе надежности на всех этапах жизненного цикла изделия.
Выводы. Предложена организационная структура подразделения надежности предприятия транспортного машиностроения. Рассмотрена взаимосвязь службы надежности с другими подразделениями предприятия. Выделен ряд факторов, влияющих на эффективную работу службы надежности.
Об авторах
М. В. БелоусоваРоссия
Мария В. Белоусова, аспирант кафедры моделирования экономических систем
Санкт-Петербург
В. В. Булатов
Россия
Виталий В. Булатов, кандидат технических наук, доцент кафедры электромеханики и робототехники
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Справочник по надежности [Текст] / Под. ред. Б.Е. Бердичевского, в 3-х томах. Том 3. – М.: Мир, 1970. – 378 с.
2. Шишмарев, В.Ю. Надежность технических систем [Текст] / В.Ю. Шишмарев. – М.: Издательский дом «Академия», 2010. – 304 с.
3. Когге, Ю.К. Основы надежности авиационной техники [Текст] / Ю.К. Когге, Р.А. Майский. – М.: Машиностроение, 1993. – 176 с.
4. Проников, А.С. Надежность машин [Текст] / А.С. Проников. – М.: Машиностроение, 1978. – 592 с.
5. Ллойд, Д. Надежность. Организация исследования, методы, математический аппарат [Текст] / Давид К. Ллойд, Мирон Липов: пер. с англ Н.Н. Коваленко и Г.А. Русакова: под. ред. Н.П. Бусленко. – М.: Советское радио, 1964. – 688 с.
6. ГОСТ Р 51901.3‑2007 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности [Текст]. – Введ. 2008-09-01. – М.: Стандартинформ, 2008. – 50 с.
7. Ebeling, C. An introduction to reliability and maintainability engineering [Text] / Charles E. Ebeling. – McGraw-Hill, 1997. – 486 p.
8. Wessels, W. Affordable reliability engineering. LifeCircle Cost analysis for sustainability and logistical support [Text] / William R. Wessels, Daniel S. Sillivant. – CRC Press, 2015. – 351 p.
9. Van Valkenburg, M. Reference Data for Engineers: Radio, Electronics, Computers and Communications [Text] / Mac E. Van Valkenburg. – Newnes, 2002. – 1672 p.
10. Белоусова, М.В. Автоматизация процесса обработки данных рекламаций на предприятиях машиностроения [Текст] / М.В. Белоусова, В.В. Булатов // Труды XIV международной конференции по электромеханике и робототехнике «Завалишинские чтения 2019»: сб. докл.: ГУАП, 2019. – C.135-140.
11. Надежность машиностроительной продукции [Текст] / Практическое руководство по нормированию, подтверждению и обеспечению. – М.: Издательство стандартов, 1990. – 328 с.
Рецензия
Для цитирования:
Белоусова М.В., Булатов В.В. К вопросу об организации службы надежности на машиностроительном предприятии. Надежность. 2020;20(1):25-31. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-25-31
For citation:
Belousova М.V., Bulatov V.V. On the organization of the dependability service in a machine-building company. Dependability. 2020;20(1):25-31. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-25-31