К вопросу об организации службы надежности на машиностроительном предприятии
Аннотация
Резюме. Исторически службы надежности стали появляться внутри конструкторских подразделений предприятий. Инженер-конструктор имел свое представление о контроле качества выпускаемой продукции. Он понимал, что наличие ошибок и недоработок изделия может привести к катастрофическим последствиям [1], так как первоначальными областями применения теории надежности были авиационная и космическая промышленности. Параллельно подразделению надежности развивалась служба качества и технического контроля, основными задачами которой является организация и проведение приёмо-сдаточных испытаний, проведение входного контроля и предотвращение выпуска продукции, несоответствующей требованиям технической документации. На определенном этапе возник конфликт между двумя направлениями, что привело к взаимному непониманию ответственности и дезорганизации контроля за надежностью продукции. В результате, как пример, на одних предприятиях служба надежности объединена со службой качества, на других подчинена – конструкторскому бюро.
Помимо этого, при оценке эксплуатационной надежности необходимо иметь постоянную и достоверную информацию об уровне безотказности и ремонтопригодности оборудования. Качество этой информации зависит от взаимодействия службы надежности и сервисной службы. Последняя должна составлять акты ремонта изделий с указанием времени восстановления и наработки изделия и в максимально короткие сроки предоставлять эти данные для расчета надежности.
Таким образом, возникают следующие вопросы: какие работы должна проводить служба надежности, кто и кому должен подчиняться, кто является владельцем процессов, связанных с оценкой параметров надежности?
Важным моментом является понимание, с какой целью организуется группа надежности на производстве, какими полномочиями наделены сотрудники такого подразделения, какой результат хочет видеть руководство. Присутствует проблема формализации полученных результатов исследований. На данный момент нет единого подхода в оформлении расчетов, составлении протоколов надежностного анализа. Результаты проведенных исследований должны быть разосланы всем заинтересованным подразделениям предприятия, поэтому требуется доступная форма представления информации.
Следует обратить особое внимание на подготовку кадров в направлении надежности технических систем. С каждым годом изделия усложняются, разрабатываются новые технологии, и заявленные в советские годы подходы к расчету и анализу надежности не всегда дают удовлетворительный результат. И это неудивительно, так как значимость применения достоверных и методологически обоснованных методов оценки надежности очень занижена. Это обуславливается тем, что достаточно часто можно встретить мнение, что основой теории надежности является подход, основанный на исследовании физических, конструктивных причин отказов, физико-химических процессов и т.д., подразумевая этим, что инженер по надежности – в первую очередь инженер-конструктор или инженер-технолог. Однако, не стоит забывать, что общая теория надежности подразделяется на математическую (математические методы теории вероятностей), статистическую (методы математической статистики) и физическую (исследование изменения свойств материалов). Следовательно, в службе надежности необходимо осуществлять анализ, основанный на грамотном применении математического аппарата помимо деятельности, направленной на исследование конструкции изделия.
Требуются новые предложения и концепции для развития данного направления, в том числе и в образовательной среде.
Цель. Предложить подход в организации службы надежности на современном машиностроительном предприятии с учетом современных методик и представлений об анализе надежности на всех этапах жизненного цикла изделия.
Выводы. Предложена организационная структура подразделения надежности предприятия транспортного машиностроения. Рассмотрена взаимосвязь службы надежности с другими подразделениями предприятия. Выделен ряд факторов, влияющих на эффективную работу службы надежности.
Об авторах
Виталий Владимирович БулатовРоссия
Кафедра электромеханики и робототехники
Мария Владимировна Белоусова
Россия
кафедра моделирования экономических систем
Список литературы
1. Справочник по надежности [Текст]/Под. ред. Б.Е. Бердичевского, в 3-х томах. Том 3. - Москва: «Мир», 1970. - 378 с.
2. Шишмарев В.Ю. Надежность технических систем [Текст]/ В.Ю. Шишмарев. – Москва: Издательский дом «Академия», 2010. – 304 с.
3. Когге Ю.К. Основы надежности авиационной техники [Текст]/ Ю.К. Когге, Р.А. Майский
4. – Москва: Машиностроение, 1993. – 176 с.
5. Проников А.С. Надежность машин [Текст]/ А.С. Проников. – Москва: Машиностроение, 1978. – 592 с.
6. Ллойд Д. Надежность. Организация исследования, методы, математический аппарат [Текст]/ Давид К. Ллойд, Мирон Липов/ перевод с англ Н.Н. Коваленко и Г.А. Русакова под. редакцией Н.П. Бусленко. – Москва: Советское радио, 1964 - 688 с.
7. Wessels W. Affordable reliability engineering. Life-Circle Cost analysis for sustainability and logistical support [Text]/ William R. Wessels, Daniel S. Sillivant. - CRC Press, 2015. - 351 p.
8. Белоусова М.В. Автоматизация процесса обработки данных рекламаций на предприятиях машиностроения[Текст]/ М.В. Белоусова, В.В. Булатов // Труды XIV международной конференции по электромеханике и робототехнике «Завалишинские чтения 2019»: сб. докл.: ГУАП, 2019. - C.135-140.
9. Надежность машиностроительной продукции [Текст]/ Практическое руководство по нормированию, подтверждению и обеспечению. – М.: Издательство стандартов, 1990. – 328 с.
Дополнительные файлы
![]() |
1. Организационная структура службы надежности | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(31KB)
|
Метаданные |
![]() |
2. Взаимодействие между сервисной службой и службой надежности | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(42KB)
|
Метаданные |
![]() |
3. Взаимосвязь службы надежности с подразделениями предприятия | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(82KB)
|
Метаданные |
![]() |
4. Оценка параметров надежности на машиностроительном предприятии | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(25KB)
|
Метаданные |
![]() |
5. Сведения_Белоусова_Булатов | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(66KB)
|
Метаданные |
Для цитирования:
Булатов В.В., Белоусова М.В. К вопросу об организации службы надежности на машиностроительном предприятии. Надежность. 2020;20(1). https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-