Preview

Надежность

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СМЕШАННОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР СИСТЕМ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-

Аннотация

Введение. Трубопроводные транспортные системы применяются в различных отраслях промышленного производства при доставке потребителям разнообразных веществ и материалов. Если при развитии аварийной ситуации происходит последовательный переход в состояние неработоспособности случайным образом некоторого количества линейных элементов (трубопроводов) то такой сценарий развития событий называется прогрессирующим повреждением.

Если в состояние неработоспособности переходят сразу несколько сходящихся в узел трубопроводов, то такой точечный элемент системы оказывается блокированным. Последовательный переход узлов системы в случайном порядке в состояние блокировки называется прогрессирующей блокировкой.

Одновременное развитие в системе процессов прогрессирующего повреждения линейных элементов и блокировки транспортных узлов представляет собой смешанное повреждение. Смешанное повреждение является опасным вариантом аварийной ситуации, а его развитие приводит к быстрой деградации транспортных возможностей системы.

Целью работы является изучение особенностей и закономерностей процесса смешанного повреждения сетевых структур трубопроводных систем, а так же оценка способности таких структур противостоять его развитию.

Методы исследования. Определение характеристик стойкости сетевых объектов к развитию процесса смешанного повреждения выполнялось с использованием метода имитационного компьютерного моделирования. При этом характер воздействия на систему задавался при помощи циклограммы, целочисленные параметры которой указывает на чередование процессов последовательного повреждения линейных элементов и узлов сетевой структуры.

Результаты. Установлено, что корректное сравнение стойкости различных сетевых структур к смешанному повреждению возможно только в отношении сопоставимых объектов. Для этого анализируемые системы должны иметь в своём составе одинаковое количество узлов, линейных элементов и потребителей целевого продукта. Кроме того, указанные системы должны быть подвергнуты воздействиям с одинаковой циклограммой. Показано, что соотношение стойкости сопоставимых сетевых структур не зависит от конкретного вида циклограммы смешанного повреждения, а определяется характером действующих внутрисистемных связей.

Выводы. Смешанное повреждение представляет собой опасный сценарий развития аварийной ситуации и сопровождается быстрой деградацией транспортных возможностей трубопроводных систем. Способность сетевых структур трубопроводных систем противостоять развитию процесса смешанного повреждения оценивается при помощи показателей, которые устанавливаются с использованием метода имитационного моделирования.

Корректное сравнение стойкости к смешанному повреждению различных структур возможно только в случае их сопоставимости. Для этого они должны иметь в своем составе одинаковое количество узлов, линейных элементов и потребителей продукта. Кроме того, такие системы должны быть подвергнуты процедуре повреждения с одинаковой циклограммой.

Соотношение стойкости сетевых структур удовлетворяющих условиям сопоставимости не зависит от принятой циклограммы повреждения, а определяется имеющимся набором внутрисистемных связей.

Об авторе

Игорь Александрович Тарарычкин
Луганский национальный университет им. В. Даля
Украина
проф. каф. Транспортные системы


Список литературы

1. Geoff Barker. The Engineer's Guide to Plant Layout and Piping Design for the Oil and Gas Industries. Gulf Professional Publishing. 2018.- 532p.

2. Alireza Bahadori. Hazardous Area Classification in Petroleum and Chemical Plants. A Guide to Mitigating Risk. CRC Press. 2017. - 564 p.

3. Moe Toghraei. Piping and Instrumentation Diagram Development. John Wiley & Sons, Inc. 2019. - 461 p.

4. Bob Wilson. Detail Engineering and Layout of Piping Systems. Titles on Demand. 2015. - 464 p.

5. Тарарычкин И.А. Обеспечение стойкости трубопроводных систем к повреждениям элементов сетевой структуры // Надежность. Т 18, №1, 2018. c. 26-31.

6. Тарарычкин И.А. Развитие аварий и защита от повреждений структурных элементов систем трубопроводного транспорта // Безопасность труда в промышленности. № 12, 2018, с. 65-70.

7. Тарарычкин И.А. Характеристика и сравнительный анализ стратегий защиты трубопроводных систем от повреждения транспортных узлов // Газовая промышленность. № 2, 2019, с. 72-77.

8. Тарарычкин И.А. Компьютерное моделирование развития аварий и повреждения структурных элементов систем трубопроводного транспорта // Технологии нефти и газа. № 2, 2019, с. 53 - 59.


Дополнительные файлы

1. Рисунки
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (219KB)    
Метаданные

Для цитирования:


Тарарычкин И.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СМЕШАННОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР СИСТЕМ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Надежность. 2020;20(1). https://doi.org/10.21683/1729-2646-2020-20-1-

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)