Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

О нарушении безопасности движения, связанном с выходом в габарит соседнего пути подвижных единиц грузового поезда, сошедших с рельсов


https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-39-45

Полный текст:


Аннотация

Цель. Сход с рельсов единиц подвижного состава (вагонов, секций локомотивов) грузового поезда приводит к повреждениям железнодорожного пути и железнодорожного подвижного состава, а также к возможной утрате перевозимого поездом груза. Однако отдельного внимания требует случай, когда сошедшие с рельсов единицы подвижного состава грузового поезда выходят в габарит соседнего пути. Так, например, произошло в случае с поездом Москва-Кишинев на перегоне Бекасово I — Нара 20 мая 2014 года, когда вследствие схода вагонов грузового поезда и их последующего выхода в габарит соседнего пути во встречном пассажирском поезде в результате столкновения погибли 6 человек. Иногда вышедшие в габарит единицы подвижного состава могут столкнуться со встречным грузовым поездом, что может привести к гибели локомотивной бригады встречного поезда, а также сходу с рельсов единиц подвижного состава встречного поезда, что в случае перевозки последним опасных грузов (например, нефти и бензина) может привести к катастрофическим последствиям. Также выход в габарит соседнего пути приводит к перерыву движения в обоих направлениях. В этой связи оценивание вероятности выхода сошедших с рельсов единиц подвижного состава в габарит соседнего пути является крайне важным в целях поддержания допустимого уровня риска на железнодорожном транспорте, а целью настоящей работы является построение функциональной зависимости между вероятностью выхода сошедших единиц подвижного состава в габарит соседнего пути и различными факторами.

Методы. Использованы методы теории вероятностей и математической статистики: метод максимального правдоподобия, логистическая регрессия, пробит-регрессия, регрессия Коши. 

Результаты. Для каждой группы происшествий: сходов с рельсов по причине неисправности вагонов/секций локомотива, сходов с рельсов по причине неисправности пути – на основе классических моделей бинарного выбора построена оценка вероятности выхода в габарит соседнего пути хотя бы одной сошедшей с рельсов единицы подвижного состава грузового поезда. Данная оценка получилась зависящей от степени загрузки поезда и количества единиц подвижного состава в сходе. Поскольку количество сошедших с рельсов единиц подвижного состава априорно (до схода) неизвестно, то для построения вероятности выхода в габарит хотя бы одной сошедшей с рельсов единицы подвижного состава грузового поезда было предложено использовать параметрическую модель зависимости среднего количества сошедших единиц подвижного состава от различных факторов движения. Было проведено сравнение полученных зависимостей. Рассмотрен численный пример.

Выводы. Имеется значимая положительная корреляция между случайными величинами, характеризующими выход хотя бы одной единицы подвижного состава в габарит соседнего пути и количеством сошедших с рельсов единиц подвижного состава грузового поезда. Зафиксирована прямая зависимость между степенью загрузки поезда и выходом в габарит единиц подвижного состава в случае их схода с рельсов. В случае схода по причине неисправности пути для груженых поездов крайне велика вероятность выхода хотя бы одной единицы подвижного состава в габарит соседнего пути, что подтверждается на практике. 


Об авторах

А. М. Замышляев
АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»).
Россия
Алексей М. Замышляев – доктор технических наук, заместитель Генерального директора. Москва.


А. Н. Игнатов
Московский авиационный институт.
Россия

Алексей Н. Игнатов – кандидат физико-математических наук.

Москва.



А. И. Кибзун
Московский авиационный институт.
Россия

Андрей И. Кибзун – доктор физико-математических наук, профессор.

Москва.



Е. О. Новожилов
АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»).
Россия

Евгений О. Новожилов – кандидат технических наук, начальник отдела. 

Москва.



Список литературы

1. ГОСТ 33433-2015. Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте [Текст]. – Введ. 2016–09–01. – М.: Стандартинформ, 2016. - 39 с.

2. Игнатов, А.Н. Оценка вероятности столкновения составов на железнодорожных станциях на основе пуассоновской модели [Текст] / А.Н. Игнатов, А.И. Кибзун, Е.Н. Платонов // Автоматика и телемеханика. – 2016. – № 11. – С. 43-60.

3. Шубинский, И.Б. Оценка рисков, связанных с проездом запрещающего сигнала светофора маневровым составом или пассажирским поездом [Текст] / И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев, А.Н. Игнатов, Ю.С. Кан, А.И. Кибзун, Е.Н. Платонов // Надежность. – 2016. – Т.16. – № 3. – С. 39-46.

4. Шубинский, И.Б. Применение системы автоматической сигнализации для снижения риска транспортных происшествий на железнодорожных станциях [Текст] / И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев, А.Н. Игнатов, Ю.С. Кан, А.И. Кибзун, Е.Н. Платонов // Надежность. – 2017. – Т.17. – № 3. – С. 49-57.

5. Кан, Ю.С. Информационная технология анализа безопасности движения на железнодорожном транспорте [Текст] / Ю.С. Кан, В.В. Реушкин // Вестник компьютерных и информационных технологий. – 2014.– № 7. – С. 3-7.

6. Кибзун, А.И. Статистическая оценка опасности возникновения происшествий на железнодорожном транспорте [Текст] / А.И. Кибзун, Ю.С. Кан, А.М. Замышляев, И.Б. Шубинский // Надежность. – 2012. – № 2. – C. 104-117.

7. Кан, Ю.С. Асимптотический доверительный интервал для условной вероятности при принятии решений [Текст] / Ю.С. Кан, В.Р. Соболь // Автоматика и Телемеханика. – 2017. – № 10. – С. 130–138.

8. Кувашов, Ю.А. Метод оценки технической готовности железнодорожного пути к обеспечению перевозочного процесса [Текст] / Ю.А. Кувашов, Е.О. Новожилов // Надежность. – 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 17-23.

9. Иванова, Т.В. Статистическая оценка наработки до отказа полувагонов в межремонтном периоде [Текст] / Т.В. Иванова, В.А. Петровых, Д.Г. Налабордин // Надежность. – 2015. – № 1. – С. 32-38.

10. Anderson, R.T. Derailment probability analysis and modeling of mainline freight trains [Текст] / R.T. Anderson, C.P.L. Barkan // Proceedings of the 8th International Heavy Haul Conference / International Heavy Haul Association. – Rio de Janeiro. – 2005. – P. 491–497.

11. Замышляев, А.М. Построение функциональной зависимости между рядом распределения количества вагонов в сходе и различными факторами движения [Текст] / А.М. Замышляев, А.Н. Игнатов, А.И. Кибзун, Е.О. Новожилов // Надежность. – 2018. – № 1. – С. 53-60.

12. Кибзун, А.И. Задачи стохастического программирования с вероятностными критериями [Текст] / А.И. Кибзун, Ю.С. Кан. – М.: Физматлит, 2009. – 371 с.

13. Koenker, R. Koenker R., Yoon J. Parametric links for binary choice models: A Fisherian-Bayesian colloquy [Текст] / R. Koenker, J. Yoon // Journal of Econometrics. – 2009. - Vol. 162. – No. 2. – P. 120-130.

14. Liu, X. Integrated risk reduction framework to improve railway hazardous materials transportation safety [Текст] / X. Liu, Saat M. Rapik, C.P.L. Barkan // Journal of Hazardous Materials. – 2013. – Vol. 260. – P. 131-140.

15. Bureika, G. Modelling the ranking of Lithuanian Railways Level Crossing By Safety Level [Текст]/ G. Bureika, M. Komaisko, V. Jastremkas // Transport Problems. – 2017. – Vol. 12. – No.: Special Edition. – P. 11-22.

16. Кибзун, А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами [Текст] / А.И. Кибзун, Е.Р. Горяинова, А.В. Наумов. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 232 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Замышляев А.М., Игнатов А.Н., Кибзун А.И., Новожилов Е.О. О нарушении безопасности движения, связанном с выходом в габарит соседнего пути подвижных единиц грузового поезда, сошедших с рельсов. Надежность. 2018;18(3):39-45. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-39-45

For citation: Zamyshliaev A.M., Ignatov A.N., Kibzun A.I., Novozhilov E.O. On traffic safety incidents caused by intrusion of derailed freight cars into the operational space of an adjacent track. Dependability. 2018;18(3):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-3-39-45

Просмотров: 76

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)