Preview

Надежность

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Теоретическое моделирование ресурсов надежности летного экипажа воздушных судов гражданской авиации

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-2-25-30

Полный текст:

Аннотация

Выполнена разработка теоретических моделей надежности летного экипажа гражданской авиации (ГА) на основании применения ресурсного метода проектирования организационных социальных объектов. Поставлена задача предметного описания деятельности летного экипажа. Составлены формальные модели состава экипажа. Представлены определения надежности представителей интенсивных профессий на примере экипажа ГА. Конкурентная среда открытого мирового рынка воздушных перевозок активно направлена против нормативного регулирования и стандартизации деятельности авиапредприятий и главного объекта авиации пилота и летного экипажа ГА. Авиакатастрофы последних десятилетий выявляют основные причины – дефицит профессиональных свойств пилотов и перегрузки состояний экипажей, в условиях которых совершаются полеты ГА. Данная ситуация создана не только коммерческим прессингом, но и критическим недостатком научно обоснованных методов управления летной эксплуатацией в части человеческой компоненты. В настоящей работе выполнена разработка теоретических моделей надежности летного экипажа на основании положений классической логики и ресурсного метода проектирования организационных социальных объектов транспортного комплекса (авиапредприятия). Содержание проблемы. По известной литературе до сих пор отсутствует теоретическое содержание, формальные модели, пригодные для целей вычисления и управления надежностью деятельности. Ресурсы экипажа исследуются в понятиях надежности и эффективности. Под надежностью экипажа в самом общем виде понимается совокупность надежностей членов экипажа для выполнения задачи назначения. Надежность зависит от состава специальностей и индивидуальных квалификаций членов экипажей. Эффективность является результатом трех компонент: коммуникации, решения, делегирование. Данные взаимодействия делятся на формальные и неформальные. Научное обоснование и определение параметров назначения экипажа в оцениваемых параметрах надежности и эффективности является решением задачи. Формализация задачи. Для формализации задачи предметного описания деятельности летного экипажа возможно рассмотрение экипажа как класс индивидов. В логике классов (множеств) используется классообразующий оператор К – «класс», предикат включения индивидов в класс Î – двуместный предикат, предикат включения класса в класс. Для существования класса достаточно образовать его из области значения термина t. Принципы формирования класса постулируются аксиомами: Каждый элемент класса может быть выбран независимо от образования класса – принцип независимости. Класс индивидов существует (не существует), если он образован (не образован) в соответствии с определением образования класса и аксиомами формирования. Последующее изложение задачи необходимо направлять в детализации, частных решениях для разработки моделей, пригодных для вычисления и управления летной эксплуатацией. Таким образом, разработка теоретического содержания состава и объема экипажа является актуальной задачей и возможна на основе классической логики, теории организационного управления, теории информации.

Об авторе

Н. И. Плотников
Акционерное общество научно-исследовательский проектный институт гражданской авиации «Авиа-Менеджер»
Россия

Николай И. Плотников, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, генеральный директор 

Новосибирск

 



Список литературы

1. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. 18.07.2006 N 114-ФЗ).

2. Плотников Н.И. Ресурсы пилота. Надежность. Монография / Н.И. Плотников. – Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. – 264 с.

3. Автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок. Промежуточный, этап № 4: «Адаптация разработанных алгоритмов и программных средств АС». – Научнотехнический отчет, шифр «2010-218-02-068», № госрегистрации 01201150118 от 12.01.2011, Инв. № 194. – Ульяновск. – 2012. – 1340 с. / Н.И. Плотников – Раздел Метод оценки рисков для безопасности полетов авиакомпании на основе управления и прогноза ресурсов пилота. – С. 154-238, 1048-1258.

4. Wiener E. L. Cockpit Resource Management / E. L. Wiener, B.G. Kanki, R.L Helmreich. – USA. N.Y: Academic Press, 1993. – 519 p.

5. Плотников Н.И. Ресурсы безопасности транспортных комплексов. Монография / Н.И. Плотников. – Новосибирск: ЗАО ИПЦ «АвиаМенеджер», 2013. – 286 с.

6. Плотников Н.И. Основания теории надежности человека-оператора (пилота) / Н.И. Плотников // Надежность. – 2015. – № 2 (53). – С. 90-93.

7. Зиновьев А.А. Логика науки. – М.: Мысль, 1971. – 279 с.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

10. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 2-е изд / Д.А. Новиков. – М.: Физматлит, 2007. – 584 с.

11. Лосский Н.О. Логика / Н.О. Лосский. – Обелиск, 1923. – 168 с.

12. Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2-е изд. / А.Д. Гетманова – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.

13. Гончаров С.С. Введение в логику и методологию науки / С.С. Гончаров, Ю.Л. Ершов, К.Ф. Самохвалов. – М.: Интерпракс, Новосибирск: Институт математики СО РАН, 1994. – 256 с.

14. Книги автора данной публикации скачать: http://aviam.org/index.php/layout/library


Для цитирования:


Плотников Н.И. Теоретическое моделирование ресурсов надежности летного экипажа воздушных судов гражданской авиации. Надежность. 2018;18(2):25-30. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-2-25-30

For citation:


Plotnikov N.I. Theoretical modeling of dependability resources of flight crews in commercial aviation. Dependability. 2018;18(2):25-30. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-2-25-30

Просмотров: 109


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)