Проблематика формирования извещения на железнодорожных переездах
https://doi.org/10.21683/1729-2646-202525-3-34-41
Аннотация
Цель. Провести исследование работы процесса функционирования существующих переездных устройств. Рассмотреть подробный алгоритм работы заградительных устройств, в котором учитывается исправная работа каждого элемента. В действующих системах ограждения переезда применяются упрощенные алгоритмы работы. Уделить внимание процессу формирования извещения к переезду при движении поезда по участку извещения. Подробно рассмотреть работу операторов, которые определяют расстояние до подвижной единицы и, как следствие, определяют время начала включения заградительных устройств. Что позволит корректировать время включения заградительных устройств и, как следствие, уменьшить простой автотранспорта. Методы. Предложен метод, который заключается в непрерывном измерении акселерометром виброперемещений рельсовой линии у переезда. При постоянном измерении значений виброскорости (V) и виброусокрения (a) у границы переезда, формируется множество измеренных значений Vi и ai. С использованием этих значений составляется система уравнений координаты расположения поезда, правая часть которого приравнивается к значениям координат поезда. Решая систему уравнений координаты расположения поезда, по значениям виброскорости (V) и виброусокрения (a) у границы переезда при приближении поезда к переезду можно определить координату подвижной единицы в определенный момент времени. Как следствие, скорость и характер движения на всем участке извещения. Из полученных значений можно определить время, за которое голова поезда проедет переезд. Сравнивая расчетное время включения заградительных устройств с временем, полученным от характера движения конкретного поезда, можно определилить момент включения заграждения переезда. Результаты. Проведенное исследование показало, что существующие системы формирования извещения к железнодорожным переездам в пределах станции, как правило, заблаговременно включают заградительные устройства. Что может привести к излишнему простою автотранспорта перед переездом. При фиксированной длине участка приближения фактическое время оповещения обратно пропорционально скорости поезда и может значительно превышать минимально необходимое время. Излишнее время оповещения может повлечь за собой негативные последствия, что требует решения. При регулярном длительном закрытом состоянии переезда водители будут стараться ускорить процесс пересечения переезда при включении заградительных сигналов, что может привести к аварийной ситуации, столкновении поезда и автотранспортного средства. Полученные данные о фактическом времени приближении поезда к переезду позволят сократить время простоя автотранспорта у заградительных устройств переезда при закрытых переездных устройствах до времени, равного расчетному времени закрытия и времени проследования через переезд поезда. Средняя скорость движения поездов по Российской Федерации составляет 35,7 км/ч [1], а расчет извещения проводится для максимальной скорости. Заключение. Время простоя автотранспорта перед заградительными устройствами можно сократить в среднем в 3-4 раза. Как следствие, снизить аварийность на переездах.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. РадковскийРоссия
Радковский Сергей Александрович – кандидат технических наук, доцент, кафедры «Автоматика, телемеханика, связь и вычислительная техника»,
283018, г. Донецк, ул. Горная, 6.
А. М. Трунаев
Россия
Трунаев Андрей Михайлович – кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»,
344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, д. 2.
Список литературы
1. Ura.ru. Информационное агентство. URL: https://ura.news/news/1052892415 (дата обращения: 04.02.2025).
2. Шматченко В.В., Меремсон Ю.Я., Иванов В.Г. Специфика безопасности движения на железнодорожных переездах // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2022. Т. 19. № 1. С. 143-154. DOI: 10.20295/1815-588X-2022-19-1-143-154
3. Трунаев А.М. Иваницкая И.Л. Анализ средств обеспечения безопасности на железнодорожных переездах // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. 2021. № 63. С. 4-12.
4. Устройство заграждения железнодорожного переезда // Виртуальная библиотека Studref.com. 2019. URL: https://studref.com/557167/tehnika/ustroystvo_zagrazhdeniya_zheleznodorozhnogo_pereezda (дата обращения: 10.02.2025).
5. Устройства безопасности на переездах // Персональный сайт Дениса Игоревича Карелина. 2023. URL: http://www.caredenis.ru/resources/srd/html/les08.html (дата обращения 10.02.2025).
6. Рубцова М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах // Современная наука. 2021. № 3. С. 16-20. DOI: 10.53039/20794401.2021.5.3.003
7. Методические указания по проектированию автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте И-276-00. Расчет параметров работы переездной сигнализации. МПС России, 2000.
8. Сацюк А.В., Воевода Е.Г. Система автоматического контроля безопасности на железнодорожных переездах // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. 2024. № 2(73). С. 39-45.
9. Комплексная система защиты переездов / Е.В. Михайлов, Д.С. Татарникова, Н.С. Татарникова [и др.] // Молодая наука Сибири. 2018. № 2(2). С. 17-25.
10. Патент на полезную модель № 193496 U1 Российская Федерация, МПК B61L 29/24. Устройство управления системой защиты железнодорожных переездов : № 2019117851 : заявл. 06.06.2019 : опубл. 30.10.2019 / С.А. Виноградов, А.С. Виноградов, А.С. Мельников.
11. Патент № 2774478 C1 Российская Федерация, МПК B61L 29/00. Способ предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд : № 2021139295 : заявл. 28.12.2021 : опубл. 21.06.2022 / В.А. Питов.
12. Повышение безопасности на железнодорожных переездах посредством видеофиксации препятствий в зоне переезда с передачей сигнала машинисту / А.Н. Евстифеева, Л.Д. Любушкина, И.А. Петикова, В.А. Надежкин // ХLIX Самарская областная студенческая научная конференция : Тезисы докладов, Самара, 10–21 апреля 2023 года. С-Пб: ООО «Эко-Вектор», 2023. С. 94-95.
13. Балуев Н. Н. Возможные направления развития устройств автоматики на переездах // Автоматика, связь, информатика. 2017. № 12. С. 25-27.
14. Трунаев А.М., Чепцов М.Н., Радковский С.А. Синтез математической модели управления процессом функционирования железнодорожных переездов на основе новых способов формирования извещений // Информатика и кибернетика. 2019. № 4(18). С. 22-28.
15. Тарасов Е.М., Тарасова А.Е. Автоматизированная система определения координаты поезда с самонастройкой решающей функции // Инженерные технологии и системы. 2022. Т. 32. № 3. С. 437-459. DOI: 10.15507/2658-4123.032.202203.437-459.
16. Патент RU 2281219C1. Способ управления автоматической переездной сигнализацией / Тарасов Е.М. Заявл. 02.14.2004. Опубл. 08.10.2006.
17. Путевой вибрационный датчик контроля наличия и определения параметров подвижных единиц // Зб. наук. праць Донецького інституту залізничного транспорту / Трунаев А.М., Радковский С.А., Чепцов М.Н., Бойник А.Б. Донецьк: ДонІЗТ, 2012. Вип. 32. С. 73–78.
18. Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
Рецензия
Для цитирования:
Радковский С.А., Трунаев А.М. Проблематика формирования извещения на железнодорожных переездах. Надежность. 2025;25(3):34-41. https://doi.org/10.21683/1729-2646-202525-3-34-41
For citation:
Radkovsky S.A., Trunaev A.M. Problems associated with warning generation at railway crossings. Dependability. 2025;25(3):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-202525-3-34-41