Оценка прочности и ресурса для установления назначенного срока службы колесной пары скоростного вагона-платформы
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-26-30
Аннотация
Цель. Наиболее ответственным узлом железнодорожного подвижного состава является колесная пара, поскольку излом колеса или оси может иметь катастрофические последствия. Поэтому при постановке на производство скоростного вагона-платформы, предназначенного для эксплуатации со скоростями до 140 км/ч и не имеющего аналогов на сети железных дорог колеи 1520 мм, необходимо было исследовать возможность применения стандартной колесной пары для высокоскоростного движения. С целью обеспечения безопасной эксплуатации колесной пары на сети железных дорог к ней предъявляются требования, которые должны подтверждаться путем оценки параметров прочности и долговечности [1]. Оценка соответствия продукции требованиям может осуществляться с учетом стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований [1], или с применением иных документов.
Методы. В статье описаны расчетно-экспериментальные методы, которые использовались для подтверждения прочности и оценки ресурса (долговечности) в вероятностной постановке элементов колесной пары. В качестве экспериментальных данных были привлечены результаты проведенных натурных стендовых испытаний колесных пар на усталость методом кругового изгиба как наиболее приближенных к условиям их нагружения в эксплуатации, по результатам которых подтверждены пределы выносливости оси и колеса в составе колесной пары. Расчетным путем выполнен анализ напряженно-деформированного состояния колесной пары от действия монтажных и эксплуатационных нагрузок при различных режимах движения.
Результаты. Проведенные исследования подтвердили соответствие колесной пары требованиям [1–3] в части значений коэффициентов запаса сопротивления усталости и пределов выносливости, что исключает возникновение опасной ситуации при эксплуатации скоростного вагона-платформы. Проведена оценка ресурса до зарождения усталостной трещины элементов колесной пары с использованием характеристик сопротивления усталости деталей и эквивалентных амплитуд динамических напряжений от эксплуатационных нагрузок. По результатам этой оценки представляется возможным установить с принятой вероятностью разрушения назначенный срок службы оси колесной пары 32 года, что соответствует назначенному сроку службы вагона-платформы по комбинированному критерию. По данной тематике проводится актуализация нормативно-технической документации, необходимой для создания вагона-платформы для перевозки контейнеров, и разрабатывается новый ГОСТ.
Заключение. В результате выполненной оценки соответствия установлено, что колесная пара вагона-платформы соответствует требованиям безопасности [1] и обеспечивает отсутствие недопустимых рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц при эксплуатации вагона-платформы.
Об авторах
Г. М. ВолоховРоссия
Григорий Михайлович Волохов – доктор технических наук, заведующий отделением динамики и прочности подвижного состава и инфраструктуры
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-82-48, доб. 11-12
Э. С. Оганьян
Россия
Эдуард Сергеевич Оганьян – доктор технических наук, главный научный сотрудник
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-82-48, доб. 11-20
Г. И. Гаджиметов
Россия
Гаджимет Исамединович Гаджиметов – руководитель испытательного центра
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-06-07
Д. А. Князев
Россия
Дмитрий Александрович Князев – кандидат технических наук, заместитель заведующего отделом прочности
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-82-48, доб. 15-77
В. В. Чунин
Россия
Виталий Владимирович Чунин – заведующий лабораторией колесных пар отдела прочности
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-82-48, доб. 15-77
М. В. Тимаков
Россия
Максим Владимирович Тимаков – заведующий лабораторией прочностных расчетов отдела прочности
ул. Октябрьской революции, 410, г. Коломна, Московская обл., 140402, тел. +7(496)618-82-48, доб. 19-71
Список литературы
1. О безопасности железнодорожного подвижного состава: технический регламент Таможенного союза: ТР ТС 001/2011.
2. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта: технический регламент Таможенного союза: ТР ТС 002/2011.
3. ГОСТ 4835-2013. Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия. М.: Стандартинформ, 2006. III, 31 с.
4. Результаты стендовых испытаний на усталость осей и цельнокатаных колес колесной пары скоростной вагон-платформы: протокол: 15-30-21. Коломна, АО «ВНИКТИ», 2021. 17 с.
5. Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени / под ред. А.П. Гусенкова. М.: Машиностроение, 1993. 364 с.
Рецензия
Для цитирования:
Волохов Г.М., Оганьян Э.С., Гаджиметов Г.И., Князев Д.А., Чунин В.В., Тимаков М.В. Оценка прочности и ресурса для установления назначенного срока службы колесной пары скоростного вагона-платформы. Надежность. 2021;21(4):26-30. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-26-30
For citation:
Volokhov G.M., Oganian E.S., Gajimetov G.I., Knyazev D.A., Chunin V.V., Timakov M.V. Strength and life estimation for assigning the useful life of wheelpairs of high-speed flat wagons. Dependability. 2021;21(4):26-30. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2021-21-4-26-30