Preview

Надежность

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

Полный текст:

Аннотация

Цель. Статья посвящена вопросу оценки риска транспортного происшествия, обусловленного воздействием природных чрезвычайных ситуаций, при движении поездов по определенному маршруту. Постоянно увеличивающаяся антропогенная нагрузка на окружающую среду неизбежно приводит к изменениям климата, которые в свою очередь провоцируют увеличение числа экстремальных погодных явлений. Последние, как правило, инициируют техногенные аварии и катастрофы. Оценка факторов климатического риска, количественно характеризующих последствия влияния на инфраструктуру железнодорожного транспорта, служит отправным моментом для управления рисками бедствий и адаптации человеческой деятельности к постоянно изменяющемуся климату.

Методы. Авторы данной статьи предлагают метод оценки риска, учитывающий влияние различных видов природных чрезвычайных ситуаций, воздействующих на подвижной состав в процессе его следования. В основе этого метода лежат элементы теории вероятностей и математической статистики. Благодаря разработанной методике можно произвести оценку риска транспортного происшествия, вызванного природными чрезвычайными ситуациями, при движении поездов не только для конкретного участка железной дороги, но и для определенного маршрута или направления на сети железных дорог.

Результаты. Для маршрута «Невинномысская – Туапсе», состоящего из 6 участков Северо-Кавказской железной дороги, один из которых был поврежден в результате выпадения обильных осадков 24-25 октября 2018 года, был рассчитан риск транспортного происшествия в результате воздействия на социотехническую систему этого направления трех видов ЧС природного характера, а именно:

• наводнения;

• урагана с силой ветра более 22 м/c;

• сильного дождя.

Параметры этих чрезвычайных ситуаций охарактеризованы следующими составляющими:

• частота возникновения среди других видов ЧС;

• среднее годовое число природных ЧС;

• характерный пространственный масштаб природной ЧС;

• характерное время действия природной ЧС.

Условные вероятности воздействия на социотехническую систему железнодорожного транспорта события, имеющего характерный пространственный и временной масштаб, и приведшего к транспортному происшествию с поездом, были оценены из предположения, что поток поездов в пространстве подчиняется нормированному закону Эрланга k-го порядка. Риск транспортного происшествия при движении поезда в четном и нечетном направлениях по i-му участку j-ой железной дороги, вызванного опасным воздействием природного ЧС m-го вида определен с учетом совместности событий. С помощью метода дисконтирования получено уравнение для оценки математического ожидания экономического ущерба от нарушений безопасности движения, что позволило оценить экономическую составляющую риска.

Выводы. В результате предложен метод оценки риска транспортного происшествия вследствие воздействия природной ЧС, приведен пример оценки данного риска, включая эго экономическую составляющую, для направления движения «Невинномысская – Туапсе».

Об авторах

В. Г. Попов
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия

Владимир Г. Попов – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Химия и инженерная экология»

Москва



Ф. И. Сухов
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия

Филипп И. Сухов – кандидат технических наук, доцент кафедры «Химия и инженерная экология»

Москва



Ю. К. Боландова
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия

Юлия К. Боландова – аспирант, ассистент кафедры «Химия и инженерная экология»

Москва



Список литературы

1. Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации [Текст] / Под ред. д.ф-м.н. В.М. Катцова. – Санкт-Петербург, 2017. – 106 с.

2. Оценка и управление природными рисками: тематический том [Текст] / Под ред. А.Л. Рагозина. – М.: Издательская фирма «КРУК», 2003. – 320 с.

3. Акимов В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах [Текст] / В. А. Акимов, В. В. Лесных, Н. Н. Радаев. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352 с.

4. ГОСТ 33433-2015. Безопасность функциональная Управление рисками на железнодорожном транспорте [Текст]. – Введ. 2016-09-01. – М.: Стандартинформ, 2016. – IV, 34 c.

5. Володарский В.А. О надежности подвижного состава, прошедшего ремонт [Текст] / В.А. Володарский, А.И. Орленко // Надежность. – 2015. – №1(52). – С. 25-28.

6. Замышляев А.М. Функциональная зависимость между количеством вагонов в сходе из-за неисправностей вагонов или пути и факторами движения [Текст] / А.М. Замышляев, А.Н. Игнатов, А.И. Кибзун, Е.О. Новожилов // Надежность. – 2018. – №18(1). – С. 53-60.

7. Даев Ж.А. Применение статистических критериев для улучшения эффективности методов оценки рисков [Текст] / Ж.А. Даев, Е.Т. Нурушев // Надежность. – 2018. – №18(2). – С. 42-45.

8. Аксенов В.А. Совершенствование системы управления рисками для решения задач по обеспечению безопасности производственных процессов [Текст] / В.А. Аксенов, Д.Л. Раенок, А.М. Завьялов // Надежность. – 2013. – №3. – С. 103-120.

9. Попов В.Г. Оценка аварийного риска при движении поездов в результате воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера, возникающих в окружающей среде [Текст] / Попов В.Г., Сухов Ф.И, Боландова Ю.К. // Наука и техника транспорта. – 2018. – №4. – С. 115-120.

10. Приказ Минтранса РФ от 18 декабря 2014 г. №344 Об утверждении положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2015 № 36209).

11. Легасов В.А. Дисконтирование и компромисс между поколениями [Текст] / В.А. Легасов, В.Ф. Демин, Я.В. Шевелев // Проблемы анализа риска. – 2005. – Т. 2. – №2. – С. 141-146.

12. Красковский А.Е. Экономические механизмы управления безопасностью движения [Текст] / А.Е. Красковский // Железнодорожный транспорт. – 2002. – №5. – С. 29-33.

13. Попов В.Г. Индекс прогноз и индекс отклик [Текст] / В.Г. Попов, Ф.И. Сухов // Мир транспорта. – 2007. – Т. 5. – №3. – С. 130-133.

14. Попов В.Г. Метод оценки уровня безопасности движения и аварийного риска при перевозке грузов по железным дорогам [Текст] / В.Г. Попов // Транспорт: наука, техника , управление. – 2008. – №7. – С. 1-5.

15. Попов В.Г. Метод оценки аварийного риска при перевозке нефти и нефтепродуктов по железным дорогам [Текст] / В.Г. Попов, С.В. Петров // Безопасность жизнедеятельности. – 2010. – №11. – С. 39-43.

16. Попов В.Г. Оценка риска от аварийных происшествий. [Текст] / Попов В.Г., Сухов Ф.И, Петров С.В. // Мир транспорта. – 2012. – Т. 10. – №6. – С. 150-155.


Для цитирования:


Попов В.Г., Сухов Ф.И., Боландова Ю.К. Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов. Надежность. 2019;19(2):48-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

For citation:


Popov V.G., Sukhov F.I., Bolandova Y.K. Economic assessment of the accidental risk of natural emergencies for train traffic. Dependability. 2019;19(2):48-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

Просмотров: 128


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)