Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53
Аннотация
Цель. Статья посвящена вопросу оценки риска транспортного происшествия, обусловленного воздействием природных чрезвычайных ситуаций, при движении поездов по определенному маршруту. Постоянно увеличивающаяся антропогенная нагрузка на окружающую среду неизбежно приводит к изменениям климата, которые в свою очередь провоцируют увеличение числа экстремальных погодных явлений. Последние, как правило, инициируют техногенные аварии и катастрофы. Оценка факторов климатического риска, количественно характеризующих последствия влияния на инфраструктуру железнодорожного транспорта, служит отправным моментом для управления рисками бедствий и адаптации человеческой деятельности к постоянно изменяющемуся климату.
Методы. Авторы данной статьи предлагают метод оценки риска, учитывающий влияние различных видов природных чрезвычайных ситуаций, воздействующих на подвижной состав в процессе его следования. В основе этого метода лежат элементы теории вероятностей и математической статистики. Благодаря разработанной методике можно произвести оценку риска транспортного происшествия, вызванного природными чрезвычайными ситуациями, при движении поездов не только для конкретного участка железной дороги, но и для определенного маршрута или направления на сети железных дорог.
Результаты. Для маршрута «Невинномысская – Туапсе», состоящего из 6 участков Северо-Кавказской железной дороги, один из которых был поврежден в результате выпадения обильных осадков 24-25 октября 2018 года, был рассчитан риск транспортного происшествия в результате воздействия на социотехническую систему этого направления трех видов ЧС природного характера, а именно:
• наводнения;
• урагана с силой ветра более 22 м/c;
• сильного дождя.
Параметры этих чрезвычайных ситуаций охарактеризованы следующими составляющими:
• частота возникновения среди других видов ЧС;
• среднее годовое число природных ЧС;
• характерный пространственный масштаб природной ЧС;
• характерное время действия природной ЧС.
Условные вероятности воздействия на социотехническую систему железнодорожного транспорта события, имеющего характерный пространственный и временной масштаб, и приведшего к транспортному происшествию с поездом, были оценены из предположения, что поток поездов в пространстве подчиняется нормированному закону Эрланга k-го порядка. Риск транспортного происшествия при движении поезда в четном и нечетном направлениях по i-му участку j-ой железной дороги, вызванного опасным воздействием природного ЧС m-го вида определен с учетом совместности событий. С помощью метода дисконтирования получено уравнение для оценки математического ожидания экономического ущерба от нарушений безопасности движения, что позволило оценить экономическую составляющую риска.
Выводы. В результате предложен метод оценки риска транспортного происшествия вследствие воздействия природной ЧС, приведен пример оценки данного риска, включая эго экономическую составляющую, для направления движения «Невинномысская – Туапсе».
Для цитирования:
Попов В.Г., Сухов Ф.И., Боландова Ю.К. Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов. Надежность. 2019;19(2):48-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53
For citation:
Popov V.G., Sukhov F.I., Bolandova Yu.K. Economic assessment of the accidental risk of natural emergencies for train traffic. Dependability. 2019;19(2):48-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53