Preview

Надежность

Расширенный поиск

Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов

https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

Аннотация

Цель. Статья посвящена вопросу оценки риска транспортного происшествия, обусловленного воздействием природных чрезвычайных ситуаций, при движении поездов по определенному маршруту. Постоянно увеличивающаяся антропогенная нагрузка на окружающую среду неизбежно приводит к изменениям климата, которые в свою очередь провоцируют увеличение числа экстремальных погодных явлений. Последние, как правило, инициируют техногенные аварии и катастрофы. Оценка факторов климатического риска, количественно характеризующих последствия влияния на инфраструктуру железнодорожного транспорта, служит отправным моментом для управления рисками бедствий и адаптации человеческой деятельности к постоянно изменяющемуся климату.

Методы. Авторы данной статьи предлагают метод оценки риска, учитывающий влияние различных видов природных чрезвычайных ситуаций, воздействующих на подвижной состав в процессе его следования. В основе этого метода лежат элементы теории вероятностей и математической статистики. Благодаря разработанной методике можно произвести оценку риска транспортного происшествия, вызванного природными чрезвычайными ситуациями, при движении поездов не только для конкретного участка железной дороги, но и для определенного маршрута или направления на сети железных дорог.

Результаты. Для маршрута «Невинномысская – Туапсе», состоящего из 6 участков Северо-Кавказской железной дороги, один из которых был поврежден в результате выпадения обильных осадков 24-25 октября 2018 года, был рассчитан риск транспортного происшествия в результате воздействия на социотехническую систему этого направления трех видов ЧС природного характера, а именно:

• наводнения;

• урагана с силой ветра более 22 м/c;

• сильного дождя.

Параметры этих чрезвычайных ситуаций охарактеризованы следующими составляющими:

• частота возникновения среди других видов ЧС;

• среднее годовое число природных ЧС;

• характерный пространственный масштаб природной ЧС;

• характерное время действия природной ЧС.

Условные вероятности воздействия на социотехническую систему железнодорожного транспорта события, имеющего характерный пространственный и временной масштаб, и приведшего к транспортному происшествию с поездом, были оценены из предположения, что поток поездов в пространстве подчиняется нормированному закону Эрланга k-го порядка. Риск транспортного происшествия при движении поезда в четном и нечетном направлениях по i-му участку j-ой железной дороги, вызванного опасным воздействием природного ЧС m-го вида определен с учетом совместности событий. С помощью метода дисконтирования получено уравнение для оценки математического ожидания экономического ущерба от нарушений безопасности движения, что позволило оценить экономическую составляющую риска.

Выводы. В результате предложен метод оценки риска транспортного происшествия вследствие воздействия природной ЧС, приведен пример оценки данного риска, включая эго экономическую составляющую, для направления движения «Невинномысская – Туапсе».

Для цитирования:


Попов В.Г., Сухов Ф.И., Боландова Ю.К. Экономическая оценка аварийного риска воздействия природных чрезвычайных ситуаций при движении поездов. Надежность. 2019;19(2):48-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

For citation:


Popov V.G., Sukhov F.I., Bolandova Yu.K. Economic assessment of the accidental risk of natural emergencies for train traffic. Dependability. 2019;19(2):48-53. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-2-48-53

Просмотров: 856


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1729-2646 (Print)
ISSN 2500-3909 (Online)