Физические факторы, воздействующие на надежность работы машинистов кранов на железнодорожном ходу
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-36-39
Аннотация
Известно, что грузоподъемные краны на железнодорожном ходу различных модификаций, которые находятся на вооружении аварийно-восстановительных поездов ОАО «Российские железные дороги», относятся к объектам повышенной опасности. Они, как правило, имеют значительные габаритные размеры, мощные двигательные установки, которые создают значительные тяговые усилия и обеспечивают высокий уровень энергии. В статье рассматриваются вопросы влияния на работоспособность и здоровье машинистов кранов на железнодорожном ходу вредных производственных факторов условий труда физической природы – производственного шума и вибрации.
Цель. На основе анализа причин происшествий, произошедших при эксплуатации кранов на железнодорожном ходу, обобщить результаты экспериментальных исследований воздействия на машинистов кранов производственного шума и вибрации и установить корреляцию клинических проявлений отклонений в состоянии здоровья данной категории работников с уровнями перечисленных вредных физических производственных факторов условий труда.
Методы. Экспериментальные исследования и последующая оценка воздействия производственного шума и вибрации, создаваемых механизмами кранов, проводилась с использованием анализатора шума и вибрации Ассистент Total+ в эксплуатационном режиме работы кранов на железнодорожном ходу различных модификаций при перемещении груза, а также при работе двигателей кранов на холостом ходу. Измерения проводились на рабочих местах, где должен находиться машинист во время работы и технического обслуживания крана: в кабинах управления, на сиденье машиниста, на рукоятках управления, в непосредственной близости от двигателя крана.
Результаты. В статье приведена классификация источников шума и вибрации, которые воздействуют на машинистов кранов, приведены результаты экспериментальных исследований уровней производственного шума, общей и локальной производственной вибрации для различных модификаций кранов. Сформулированы клинические проявления отклонений в состоянии здоровья и перечень наиболее характерных профессиональных заболеваний для данной категории работников.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что задача снижения производственных шума и вибрации, создаваемых механизмами кранов на железнодорожном ходу, является актуальной научно-технической и социально-экономической задачей. В социально-экономическом плане решение данной задачи позволит улучшить условия труда машинистов кранов, а в научно-техническом плане – повысить технические и эксплуатационные характеристики механизмов кранов.
Об авторах
Т. А. ФиноченкоРоссия
Татьяна А. Финоченко – кандидат технических наук, начальник центра Охрана труда, доцент
Ростов-на-Дону
И. Г. Переверзев
Россия
Игорь Г. Переверзев – кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности»
Ростов-на-Дону
М. В. Баланова
Россия
Марина В. Баланова – аспирант, инженер научно-производственного центра «Охрана труда»
Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Баланова, М.В. Проблемы шумового дискомфорта на рабочих местах машинистов кранов на железнодорожном ходу [Текст] / М.В. Баланова, И.Г. Переверзев, Т.А. Финоченко, И.А. Яицков // Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России» («ТрансПромЭк2018»). – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2017. – С. 182-184.
2. National Safety Council: Accident Facts, 1996 (presently Injury Facts). – Itasca IL, USA 1996. – P. 34.
3. Гапанович, В.А. Метод оценки рисков системы из разнотипных элементов [Текст] / В.А. Гапанович, И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев // Надежность. – 2016. – № 16(2). – С. 49-53. DOI: 1729-2646-2016-16-2-49-53
4. Шубинский, И.Б. Графовый метод оценки производственной безопасности на объектах железнодорожного транспорта [Текст] / И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев, О.Б. Проневич. // Надежность. – 2017. – № 17(1). – С. 40-45. DOI: 10.21683/1729-2646-2017-17-1-40-45
5. Финоченко, Т.А. Управление скоростью старения и эффективностью адаптации в неблагоприятных условиях профессиональной деятельности [Текст]: монография / Т.А. Финоченко, А.В. Лысенко, В.А. Назимко, Р.Г. Шейхова. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. – 150 с.
6. Ермоленко, В.А. Особенности расчета показателей надежности грузоподъемных машин [Текст] / В.А. Ермоленко, П.В. Витчук // Надежность. – 2016. – № 16(2). – С. 20-25. DOI: 10.21683/1729-2646-2016-16-2-20-25
7. Чубарь, Е.П. Снижение уровней шума на участках испытаний локомотивов [Текст]: монография / Е.П. Чубарь, А.Н. Чукарин, Т.А. Финоченко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 96 с.
8. Финоченко, Т.А. Профессиональный риск на основе специальной оценки условий труда [Текст] / Т.А. Финоченко, Е.А. Семиглазова // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 3. – URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2017/4355
9. Яицков, И.А. Theoretical Research of Noise and Vibration Spectra in Cabins of Locomotive and Diesel Shunting Locomotive [Text] / И.А. Яицков, А.Н. Чукарин, Т.А. Финоченко // International Journal of Applied Engineering Research: ISSN 0973-4562. – Volume 12, Number 21 (2017). – P. 10724-10730.
10. Шубинский, И.Б. Применение системы автоматической сигнализации для снижения риска транспортных происшествий на железнодорожных станциях [Текст] / И.Б. Шубинский, А.М. Замышляев, А.Н. Игнатов, А.И. Кибзун // Надежность. – 2017. – № 17(3). – С. 49–57. DOI: 10.21683/1729-2646-2017-17-3-49-57
11. Яицков, И.А. Идентификация производственных факторов, влияющих на условия труда работников локомотивных бригад тепловозов и мотовозов труда [Текст] / И.А. Яицков, А.Н. Чукарин, Т.А. Финоченко // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 4.– URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4438
12. Капцов, В.А. Производственно-профессиональный риск железнодорожников [Текст] / В.А. Капцов, А.П. Мезенцев, В.Б. Панкова – М.: Реинфор, 2002. – 350 с.
Рецензия
Для цитирования:
Финоченко Т.А., Переверзев И.Г., Баланова М.В. Физические факторы, воздействующие на надежность работы машинистов кранов на железнодорожном ходу. Надежность. 2019;19(1):36-39. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-36-39
For citation:
Finochenko T.A., Pereverzev I.G., Balanova M.V. Physical factors affecting the reliability of rail crane operators. Dependability. 2019;19(1):36-39. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-1-36-39