Возможные пути повышения надёжности профессионального психологического отбора диспетчеров управления воздушным движением
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-38-45
Аннотация
Цель. В данной работе исследован один из возможных путей повышения надежности профессионального психологического отбора диспетчеров управления воздушным движением с использованием диагностических методик, базирующихся не на субъективных, а на объективных принципах.
Методы. В исследовании были использованы: стационарный EyeTrackerTobii REX и специальный компьютерный продукт, созданный во Всероссийском научно-исследовательском институте радиоаппаратуры и предназначенный для анализа различных аспектов перемещения взгляда в процессе выполнения заданного упражнения, а также целый ряд психодиагностических методик: тест для определения уровня субъективного контроля, опросник А. Басса – А. Дарки для определения склонности к различным формам агрессивного поведения, соционический тест «ММ-1», тест Г. Ю. Айзенка для оценки уровня интеллекта, тест Г. Ю. АйзенкаEPI для определения темперамента, тест «ММЯ-1» для определения общего стиля поведения, опросник К. Томаса для определения стиля поведения в конфликте и опросник «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости участников эксперимента. Для статистической обработки результатов исследования были использованы коэффициент корреляции Браве-Пирсона и критерий χ2 -Пирсона.
Результаты. В эксперименте приняло участие 48 студентов третьего курса специализации «Использование воздушного пространства» Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА). По своим психологическим характеристикам группа достаточно типична для представителей данной специализации СПбГУ ГА. Результаты психодиагностики коррелируют с результатами данного эксперимента достаточно слабо, а между собою, в целом, в соответствии с теоретическими предположениями. Чем ниже нейротизм, характеризующий уравновешенность нервной системы, тем лучше нервно-психическая устойчивость. Чем лучше нервно-психическая устойчивость, тем выше интернальность любого вида, особенно же общая интернальность и интернальность в области неудач. Также люди с хорошей нервно-психической устойчивостью менее склонны к агрессивному поведению, как в целом по всем её видам, так и, в особенности, к аутоагрессии. Участники с высоким уровнем общей интернальности ожидаемо оказались категорически не склонны к такому типу поведения в конфликте, как «избегание», которое является квинтэссенцией безответственности. Также люди с высоким уровнем интернальности оказались не склонны и к агрессивному поведению. По результатам эксперимента выявлены достаточно противоречивые закономерности в перемещениях взгляда у испытуемых.
Выводы. Все полученные результаты представляют определённый интерес. Поэтому, невзирая на некоторую их противоречивость, представляется целесообразным продолжать исследования с использованием прибора EyeTrackerTobii REX. Выявленные слабые стороны в организации эксперимента, позволили скорректировать план дальнейших исследований, базирующихся на использовании аппаратуры EyeTrackerTobii REX и направленных на повышение надёжности профессионального психологического отбора.
Об авторах
О. В. АриничеваРоссия
кандидат технических наук, доцент
кафедра «Лётная эксплуатация и безопасность полётов в гражданской авиации»
тел. +79052067535
А. Е. Герасименкова
Россия
студентка 5-го курса
факультет летной эксплуатации
Специализация «Организация использования воздушного пространства (ИВП)»
А. В. Малишевский
Россия
кафедра «Лётная эксплуатация и безопасность полётов в гражданской авиации»
М. Г. Чепик
Россия
студент 5-го курса
факультет летной эксплуатации
Специализация «Организация использования воздушного пространства (ИВП)»
Список литературы
1. Авиационная транспортная система [Электронный ресурс] / AVIA.PRO – URL:http://avia.pro/blog/aviacionnayatransportnaya-sistema(дата обращения 27.10.2017).
2. Опасное сближение в Индии [Электронный ресурс] / Aviasafety.ru. 22.08.2016. URL: http://aviasafety.ru/10346/ (дата обращения 27.10.2017).
3. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2015 году. М.: ФАВТ, 2016. 90 с.
4. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в первом полугодии 2016 года. М.: ФАВТ, 2016. 34 с.
5. Состояние безопасности полётов в гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2015 году. М.: МАК, 2016. 114 с.
6. Ариничева О.В., Коваленко Г.В., Малишевский А.В., Михальчевский Ю.Ю. Взаимодействие экипажа воздушного судна со службой управления воздушным движением: соционический аспект проблемы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2016. № 4 (13). С. 5-16.
7. Малишевский А.В., Власов Е.В., Каймакова Е.М. Возможные пути решения проблемы снижения негативного влияния человеческого фактора в чрезвычайных ситуациях на транспорте // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 1. С. 108-114.
8. Малишевский А.В., Ариничева О.В., Власов Е.В. Возможные пути решения проблемы снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность полётов // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 2. С. 12-20.
9. Ариничева О.В., Коваленко Г.В., Малишевский А.В., Михальчевский Ю.Ю. Анализ динамической воз- душной обстановки // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов. 2016. Вып. Х. С. 85-119.
10. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учеб.для вузов. СПб.: Питер, 2008. 480 с.
11. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации. М.: Воздушный транспорт, 2001. 279 с.
12. Ариничева О.В., Малишевский А.В. Недостатки существующего профессионального отбора пилотов и проблема его совершенствования // Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 6. С. 41-51.
13. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В. Концепция национальной системы специальной психологической подготовки летного состава // Прикладная психология. 1999. № 4. С. 30-44.
14. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. 688 с.
15. Ариничева О.В., Герасименкова А.Е., Чепик М.Г. Влияние гендерных различий в ходе эксперимента с использованием оборудования EyeTrackerTobii REX // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов. 2017.Вып. ХI. С. 137-146.
16. Ариничева О.В., Герасименкова А.Е., Малишев- ский А.В., Михальчевский Ю.Ю., Чепик М.Г. Исследование профессионально важных качеств диспетчера по ОВД с использованием оборудования EyeTrackerTobii REX // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов.2017. Вып. ХI. С. 113-120.
17. Герасименкова А.Е., Гиренко И.Ю., Диброва А.А., Лысанова Е.Ю., Чепик М.Г. Исследование профессионально важных качеств диспетчера по ОВД с использованием психодиагностики // Проблемы лётной эксплуатации и безопасность полётов. 2017. Вып. ХI. С. 155-163.
18. Практикум по психологии состояний: учеб.пособ. / Под ред. проф. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
19. Малишевский А.В. Некоторые вопросы совершенствования соционической психодиагностики авиационного персонала // Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 2. С. 23-30.
20. Айзенк Г.Ю. Новые IQ тесты. М.:ЭКСМО-Пресс, 2003. 192 с.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.
22. Ариничева О.В. Анализ диагностики интеллектуальных способностей будущих авиационных специалистов // Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 2. С. 15-22.
23. Какой IQ у Альберта Эйнштейна? [Электронный ресурс] / Большой вопрос.ru URL: http://www. bolshoyvopros.ru/questions/2092639-kakoj-iq-u-albertaenshtejna.html(дата обращения 27.10.2017).
24. Ариничева О.В. Исследование интеллектуальных способностей студентов университета гражданской авиации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2016. № 4 (13). С. 38-57.
25. Данилов, Б.Д. Безопасность полетов [Электронный ресурс] : электрон.учеб. пособие / Б. Д. Данилов; Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). Электрон.текстовые и граф. дан. (2,75 Мбайт). Самара, 2012. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).
Рецензия
Для цитирования:
Ариничева О.В., Герасименкова А.Е., Малишевский А.В., Чепик М.Г. Возможные пути повышения надёжности профессионального психологического отбора диспетчеров управления воздушным движением. Надежность. 2018;18(1):38-45. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-38-45
For citation:
Arinicheva O.V., Gerasimenkova A.E., Malishevsky A.V., Chepik M.G. Possible ways of improving the reliability of professional psychological selection of air traffic controllers. Dependability. 2018;18(1):38-45. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2018-18-1-38-45