Модель функциональной отказоустойчивости процессов обеспечения потребителей навигационными сигналами в сложных условиях
          
      
    
      
    
                        
              https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-41-47
        
          
    
  
      
  
    
                
            Аннотация
            Целью статьи является разработка модели, позволяющей получить количественную оценку функциональной отказоустойчивости процессов обеспечения потребителей навигационными сигналами в сложных условиях их приема с использованием навигационной аппаратуры потребителя (НАП). В материалах статьи представлено обоснование актуальности и важности оценки функциональной отказоустойчивости навигационной аппаратуры потребителя в тех случаях, когда на прием этих сигналов влияют промышленные помехи, псевдоспутники, переотражения от городской застройки и объектов рельефа местности. Под функциональной отказоустойчивостью процессов обеспечения потребителей навигационными сигналами (средств НАП) в сложных условиях понимается их свойство выполнять функции и сохранять предусмотренные значения параметров в условиях информационно-технических воздействий на заданном интервале времени. В качестве сложных условий процессов обеспечения потребителей навигационными данными (сигналами) рассматривается совокупность нежелательных событий и состояний приема и обработки навигационных данных с возможными искажениями. В статье разработан типовой паспорт уязвимостей навигационного сигнала (на примере искажения значений псевдодальности и псевдоскорости), который определяет исходные данные для анализа отказоустойчивости оборудования НАП. Модель основана на следующих подходах: параметрами навигационных сигналов являются псевдодальность и псевдоскорость, данные альманаха системы и эфемеридная информация; количественная оценка функциональной отказоустойчивости процессов обеспечения потребителей навигационными сигналами осуществляется вероятностью безотказной работы НАП в сложных условиях; функциональная отказоустойчивость указанных процессов обеспечивается комплексным использованием функциональной, аппаратной, программно-алгоритмической и временной избыточности; структура аппаратно-программных средств обеспечения отказоустойчивости НАП рассматривается в виде трехэлементной системы с нагруженным и ненагруженным резервом; допустимый уровень риска нарушения функциональной отказоустойчивости определяется по принципу ALARP. Показано, что обеспечение отказоустойчивости и помехозащищенности НАП основано на следующем: применении мультисистемных навигационных приемников; контроле целостности навигационных сигналов; пространственной и частотно-временной селекции сигналов; предкорреляционной обработке смеси сигналов и радиопомех; посткорреляционной обработке сигнала; обработке радиочастотных параметров и информационных параметров сигнала; криптографической аутентификации; комплексировании с внешними источниками навигационной информации и в едином приёмно-вычислительном комплексе нескольких методов противодействия радиопомехам и навигационным сигналам псевдоспутников. Предложенная модель определяет функциональную отказоустойчивость НАП в виде двух вариантов динамических моделей надежности, в которых показатели вероятности безотказной работы зависят от времени: система с нагруженным резервом из трех дополнительных модулей противодействия и система с ненагруженным резервом с переключателем на три дополнительных модуля противодействия. Разработанная модель позволяет наглядно представить процессы обеспечения потребителей навигационными сигналами в сложных условиях, количественно оценить вероятность безотказной работы для вариантов систем с нагруженным и ненагруженным резервом с тремя модулями противодействия информационно-техническим воздействиям, вероятность восстановления и коэффициент готовности НАП, а также допустимый риск нарушения функциональной отказоустойчивости НАП.
         
              
        
                        		
                     
    
      
                  Об авторах
              
               
             С. М. Климов
         
        
                        Минобороны России
        
Россия
    
доктор технических наук, профессор, начальник управления 4 ЦНИИ,
 141092, Московская обл., г. Королёв, мкр. Юбилейный, ул. Б.Комитетская, д. 12, кв. 105
				    
                        Минобороны России
        
Россия
    
кандидат технических наук, доцент, главный научный сотрудник управления 4 ЦНИИ,
141090, Московская обл., г. Королёв, мкр. Юбилейный, ул. Маяковского, д. 9/18, кв. 70
 
				    
                        Минобороны России
        
Россия
    
старший научный сотрудник 4 ЦНИИ,
141070, Московская обл., г. Королёв, ул. Ленина, д. 27, кв. 159
				     
        
        Список литературы
        
          
                                                   
               
              1. Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы», http://www.gost.ru.
                                         
               
              2. Boeing и QinetiQ разработают военный БПЛА с высокой автономностью: беспилотный высотный летательный аппарат должен с полезной нагрузкой 500 кг (1 тыс. фунтов) находиться без посадки не менее пяти лет непрерывно, http://www.roscosmos.ru.
                                         
               
              3. Яценков В.С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. – М: Горячая линия-Телеком, 2005. – 272 с: ил.
                                         
               
              4. Шубинский И.Б. Надежные отказоустойчивые информационные системы. Методы синтеза/ И.Б. Шубинский. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2016. – 544 с., ил. – («Журнал надежность»).
                                         
               
              5. К. Капур, Л. Ламберсон. Надежность и проектирование систем. Под ред. И.А. Ушакова. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1980. – 604 с., ил.
                                         
               
              6. Бабич О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. – М. Машиностроение, 1991. – 512 с.
                                                  
           
          
         
        
  
     
    
    
    
    
 
    
      Для цитирования:
            
        
    
                                        Климов С.М., 
                                                Половников А.Ю., 
                                                Сергеев А.П.
                                                  Модель функциональной отказоустойчивости процессов обеспечения потребителей навигационными сигналами в сложных условиях.    Надежность.        2017;17(2):41-47.                                                  https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-41-47                          
    
  
      For citation:
                      Klimov S.M., 
                              Polovnikov A.Yu., 
                              Sergeev A.P.
                                  A model of function-level fault tolerance of navigation signals provision processes in adverse conditions.    Dependability.        2017;17(2):41-47.    
                                                                                                        
                                      https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-41-47                  
  
  
  
  
    
          Просмотров: 
      1251