Метод оценки технической готовности железнодорожного пути к обеспечению перевозочного процесса
https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-17-23
Аннотация
Цель. Техническое содержание сети железных дорог России требует больших экономических затрат, связанных с поддержанием надежности объектов инфраструктуры. В условиях ограниченных ресурсов принятие неверного решения может привести к ошибкам в планировании ремонтных работ. Деятельность путевого хозяйства является определяющим фактором для нормального функционирования всей железнодорожной инфраструктуры. Для рационального управления объектами инфраструктуры необходимо получение в реальном времени объективной информации о состоянии их надежности и функциональной безопасности. Одним из основных показателей, характеризующих надежность пути, является коэффициент готовности. При оценке готовности объектов с состояниями частичной работоспособности требуется учесть влияние невыполнения объектом части своих функций либо выполнения функций со снижением качества на значение готовности. При этом классическая формула коэффициента технической готовности учитывает возможность нахождения объекта только в двух состояниях: работоспособном и неработоспособном. Такая оценка коэффициента технической готовности не позволяет учесть, например, снижение готовности вследствие введения ограничения скорости движения на участке пути, а также влияние отказа части участка на готовность участка пути в целом. Поэтому данная статья посвящена рассмотрению метода оценки коэффициента технической готовности участка железнодорожного пути с учетом его частично работоспособного состояния, а также рассмотрению подхода к нормированию коэффициента технической готовности участка пути.
Методы. При рассмотрении вопросов оценки коэффициента технической готовности с учетом частично работоспособного состояния применялся системный анализ факторов, влияющих на снижение пропускной способности пути. В качестве таких факторов рассмотрены ограничение скорости движения и закрытие движения при плановом и неплановом техническом содержании. Предложена трехмерная графическая модель зависимости скорости движения от линейной координаты и от времени. На ее основе получены соотношения для оценки коэффициента технической готовности для однопутного и n-путного участков железнодорожных линий. Рассмотрен подход к нормированию отдельных компонентов коэффициента технической готовности. Получены соотношения для расчета нормативного значения коэффициента технической готовности для однопутного и n-путного участков железнодорожных линий.
Выводы. В результате рассмотрения факторов, приводящих к частично работоспособному и неработоспособному состояниям железнодорожного пути предложен метод оценки коэффициента технической готовности участка пути с учетом влияния ограничений скорости движения на пропускную способность и, тем самым, на готовность пути. Рассмотрены аспекты нормирования коэффициента технической готовности. Получены выражения, позволяющие рассчитать фактический коэффициент готовности участка пути с учетом частично работоспособного состояния, а также нормативное значение для данного показателя. Рассмотренные в статье подходы и методы направлены на повышение объективности оценки готовности железнодорожного пути, что позволит принимать более обоснованные решения по его дальнейшей эксплуатации.
Об авторах
Ю. А. КувашовРоссия
Москва
Е. О. Новожилов
Россия
кандидат технических наук, начальник отдела,
Москва
Список литературы
1. Рабчук С.А. Проблемные вопросы развития путевого комплекса [Текст] // Евразия‑вести. – 2012. – VIII. – С. 7.
2. ГОСТ Р 55443‑2013 Железнодорожный путь. Номенклатура показателей надежности и функциональной безопасности. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2013 г. № 186-ст. – М.: Стандартинформ, 2013. – 16 с.
3. Справочник инженера-путейца [Текст] / Под ред. В.В. Басилова, М.А. Чернышова. – М.: Транспорт, 1972. – Том 2. – 519 c.
4. Карпущенко Н.И., Труханов П.С. Оценка и прогнозирование надежности рельсов в различных эксплуатационных условиях [Текст] // Известия Транссиба. – 2016. – № 2(26). – С. 118-126.
5. Щепоткин Г.К., Величко Д.В., Славиковская Э.А. Технико-экономическая оценка эффективности бесстыкового пути в условиях Сибири [Текст]. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006. – 54 с.
6. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути [Текст] / ОАО «РЖД», Центр «Транспорт». – 2013. – 236 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кувашов Ю.А., Новожилов Е.О. Метод оценки технической готовности железнодорожного пути к обеспечению перевозочного процесса. Надежность. 2017;17(2):17-23. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-17-23
For citation:
Kuvashov Yu.A., Novozhilov E.O. Method of evaluation of the railway track’s availability for traffic operations. Dependability. 2017;17(2):17-23. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2017-17-2-17-23